Япония в период нового времени. Япония в новое время

Часто можно встретить высказывания, что Япония необычная и не похожая на другие страны, но что её сделало такой? Развитие Японии определяется следующими основными факторами:

  1. островным положением страны, в результате чего Япония не подвергалась, вплоть до XIX века, иностранной агрессии и могла развивать свою уникальную культуру, одновременно обогащая её китайскими и корейскими культурными достижениями.
  2. длительностью правления сёгуната Токугавы и самоизоляцией от всего мира на протяжении долгого времени.
  3. кардинальными реформами в эпоху Мэйдзи.
  4. кардинальными реформами, которые были предприняты после Второй мировой войны и оккупационным режимом союзных войск, длившимся семь лет.

Быть сильной нацией — значит знать свою историю, свои истоки, славные деяния своих предков и гордиться этими деяниями. В Японии свято чтут традиции и гордятся тем, что они родились и живут на этой благословенной земле. Само название Нихон, так называют свою страну японцы, означает Страна восходящего солнца. История японского государства изложена в официальных древних источниках Нихон сёки. История зарождения государства основана на мифах.

Основополагающим является миф о том, что Япония создана богами, которые заселили её и дали своё потомство. И все японцы — это потомки богини Солнца Аматэрасу, а первый император Джимму (Дзимму), с которого начинается официальная череда японских императоров, является её прямым потомком и прямо с небес спустился на священном олене в Нару, первую столицу государства Ямато. И как символ солнца государственным флагом Японии является красный солнечный круг на белом фоне, который по японски звучит как нищёуки (солнечный флаг).

Как момент истории, корнями уходящий в древние времена, на земле Ямато раскинулись японские захоронения императоров — кофун. Происхождение этих курганов датируются III веком до н.э. — VI веком н.э. Форма захоронений необычна - это земляные насыпи, сделанные в форме скважины для ключа, заросшие травой и окруженные рвом с водой, в котором живут рыбки, лягушки и растет камыш. Захоронения могут занимать значительную часть площади, самое крупное превышает 400 квадратных метров. Кофун считается религиозной святыней и посещение курганов не только не приветствуется, но и запрещается. Поэтому эти реликвии мало изучены и к кофун относятся не как к историческим памятникам, а как к частным захоронениям. Самое большое количество и самые величественные курганы расположены в префектуре Нара.

Г оворят, что Управление императорского хозяйства Японии неспроста не пускают в кофун археологов. Археологи получили разрешение лишь на ограниченный доступ к двум могилам, раскопки полностью запрещены. Считают, что раскопки курганов и установление исторических фактов развеют миф о небесном происхождение японских императоров и установят истинных потомков. Но почему бы не допустить, что за запретом «разорения» курганов стоит не страх разоблачения, а уважение, в том числе и религиозное к праху предков и самим захоронениям. Учитывая, как свято японцы чтут все, что связано с богами и синтоистскими и буддийскими святынями это вполне объяснимо.

А если без мифов, то доподлинного происхождения японского государства и народа, населяющую Японию неизвестно. Есть несколько предположений, первое из них то, что японцы всегда жили на японских островах. По другой — они переселились из Азии, покорили и ассимилировали туземцев. Так же есть предположение, что японская раса появилась в результате смешения азиатских кочевников (маньчжуро-тунгусских племен) с местными племенами кумасо и эбису, а также корейцами, народами Индокитая и Меланезии. И на сегодняшний день этот вопрос остается открытым и вызывает много споров. Написано много работ и проведено множество исследований как западными (до середины 20 века, в основном западными), так и японскими учеными.

Свою историю японцы хронологически упорядочивают по китайскому образцу, по нэнго, то есть по годам правления императоров. В период правления каждого из императоров издаётся девиз, по которому живет страна. Так современная Япония живет в период правления Хэйсэй с девизом — установление мира.

У каждого нэнго свое собственное название, поэтому смена императора обычно означала и смену нэнго и соответственно название. Лишь в некоторых случаях смена времени была связано с каким-либо стихийным бедствием или изменением в политике. Императоры в Японии сменялись часто, следовательно менялся нэнго и название, ориентироваться в них было достаточно сложно поэтому все нэнго были объединены в большие временные отрезки, называемые эрой (эпохой) каждая эпоха тоже имеет свое название и вся японская история укладывается в 13 таких эпох.

  • Первая эпоха -период палеолита, с временным промежутком 40 - 13 тысяч лет до нашей эры.
  • Эра Дзёмон приходится на период с 13 тысяч лет до н.э до 3 века до н.э. Эпоха Дзёмон звучит как эпоха веревочного орнамента и название своё получила от следов украшений на глиняных изделиях того времени.
  • Эпоха Яёй — III век до н.э. — III век нашей эры. Эпоха названа по населенному пункту, расположенному вблизи сегодняшнего Токио. В результате раскопок в Яёй были обнаружены керамические изделия отличные от эпохи Дзёмон, что свидетельствовало о приходе на острова Японии новой культуры, возможно континентальной.
  • Эпоха Ямато приходится на III век н.э. — 710 г. — эпоха названа по государственному образованию.
  • Эпоха Нара — 710-794гг. —
  • Эпоха Хэйан — 794-1185гг. Эпоха начинается с переноса столицы в Киото (ранее Хэйан-кё) и девизом эпохи был — мир, спокойствие.
  • Эпоха Камакура длилась с 1185г. по 1333г. и получила название в честь города, ставшего центром первого сёгуната в Японии.
  • Эпоха Мурамати приходится на период с 1333г. по 1600г. В 1336 году ставка сёгуна была перенесена в Киото на улицу Муромати, отсюда и получила эпоха своё название.
  • Эпоха Эдо началась в 1600г. и закончилась в 1868г. Эдо раннее название города Токио, в этом городе основался сёгунат Токугавы.
  • Эпоха Мэйдзи, период с 1868г. по 1912г., значение — просвещённое правление.
  • Эпоха Тайсё длилась с 1912г. по 1926г., девиз — великая справедливость.
  • Эпоха Сёва, с 1926г. по 1989г. — просвещённый мир.
  • Эпоха Хэйсэй длится с 1989г. по настоящее время, сегодняшняя Япония живет с девизом — установление мира.

Белая раса - ведущая раса человечества, руководитель цветных народов. Она будет править миром многие столетия.

Миф, с которым жители Европы и Северной Америки вступили в Новое время

Становление буржуазного пути развития: от феодального к агрессивному милитаристскому государству

Вплоть до середины XIX в. в Японии господствовали феодальные отношения. Земли в основном находились в собственности крупных феодалов. Большинство крестьян разорялось, поскольку отдавало своим господам больше половины урожая. В стране возникали крестьянские волнения и восстания. Усугубляло ситуацию бесцеремонное вмешательство в дела Японии западных государств.

В течение более двух столетий Япония была страной, закрытой для иностранцев. Но 8 июля 1853 г. эта эпоха закончилась, когда командор военно-морского флота США М. Перри (1794-1858) прибыл в залив Эдо около Токио во главе эскадры из шести кораблей с поручением президента открыть Японию для взаимной торговли. Перри вручил предложения американской стороны, пообещав вернуться через год. Он сдержал свое обещание и возвратился в феврале 1854 г., но на этот раз с девятью кораблями. В течение нескольких недель происходили церемониальные маневры. Американцы раздавали щедрые подарки: по пять галлонов виски каждому официальному лицу, а тем, кто поважнее, - по миниатюрной паровой машинке впридачу. В ответ японцы показали американцам свою национальную борьбу сумо, а Перри - искусство своих моряков в стрельбе. В конце концов хозяева с неохотой подписали договор о дружбе и сотрудничестве, открыв два порта для приема иностранных судов.

Японию заставили заключить с США неравноправный договор, лишавший ее таможенной автономии. Подобные договоры были подписаны Японией и с другими европейскими державами. Существовала реальная угроза превращения страны в полуколонию. Такое положение не устраивало основные социальные слои японского общества: крестьянство, торгово-промышленную буржуазию, самураев - военное сословие мелких дворян. Все чаще раздавались голоса о необходимости изменения общественного и государственного строя.

До середины XIX в. Япония представляла собой централизованное феодально-абсолютистское государство. Главой страны являлся император, но фактически власть находилась в руках сёгуна (полководца), являвшегося высшим должностным лицом, главнокомандующим и начальником всего аппарата управления. Должность сёгуна была наследственной и традиционно замещалась представителями крупнейших феодальных домов. Опору сёгуната составило сословие буси - воины-феодалы. Высшим его слоем были личные вассалы сёгуна, низшим - мелкое военное дворянство, самураи.

В октябре 1867 г. представители оппозиции потребовали у сёгуна передачи власти в то время 15-летнему императору Муцухито (1852-1912). В ответ сёгун пытался подавить движение военной силой, но в январе 1868 г. потерпел поражение. Было объявлено о восстановлении власти императора.

Это была антифеодальная революция, и страна вступила на буржуазный путь развития. Правление юного императора названо «Мэйдзи» (просвещенное правление). При осуществлении реформ использовался опыт европейцев: введено формальное равенство всех перед законом и устранено все, что ограничивало личную свободу человека. Провозглашались буржуазные свободы.

Устанавливалось право частной собственности на землю и разрешалась свободная купля-продажа земли. Аннулировались неравноправные международные договоры. Были учреждены министерства по отдельным отраслям управления, а в качестве высшего органа исполнительно-распорядительной власти был создан кабинет министров при императоре. При этом назначения на должности проводились по конкурсной системе.

Государство было разделено на губернии вместо старых границ княжеств. В каждой губернии имелось выборное совещательное собрание. Армия и флот были реорганизованы и введена всеобщая воинская повинность.

В 1889 году была принята Конституция, составленная по прусскому образцу и юридически закрепившая союз между монархией, высшей бюрократией, помещиками и крупной буржуазией. Главой государства по Конституции являлся император, особа которого объявлялась священной и неприкосновенной. Он наделялся всей полнотой исполнительной власти: объявлял войну и мир, заключал международные договоры, осуществлял руководство вооруженными силами, назначал министра-президента, а также мог издавать указы, имеющие силу закона. Император назначал главу исполнительной власти - министра-президента, а по его представлению - остальных министров.

Законодательную власть император осуществлял совместно с парламентом. Парламент формировался из двух палат - палаты пэров и палаты депутатов. В палату пэров входили лица, назначенные императором, титулованная знать и члены императорской фамилии. Палата депутатов избиралась населением страны. Право принять участие в выборах депутатов получили лишь мужчины, достигшие возраста 25 лет.

Император созывал и закрывал парламент, отсрочивал парламентские заседания, распускал нижнюю палату. Законы, принятые парламентом, не могли быть обнародованы и приняты к исполнению без его утверждения и подписи. Парламент ежегодно утверждал бюджет. В случае его неутверждения правительство могло применить бюджет предшествующего года.

Были также провозглашены свободы слова, печати, собрания и союзов, равный доступ к гражданским и военным должностям. Однако они были ограничены по Конституции по различным основаниям и сводили на нет эти права.

В конце XIX в. были заложены основы для дальнейшего развития страны и превращения Японии в агрессивное милитаристское государство. Сильные позиции в стране заняли военные, получившие поддержку дворянства и окрепшей буржуазии.

1. Япония в период раздробленности и гражданских войн. Япония начала Нового времени унаследовала от позднесредневекового сёгуната Асикага (1467-1568) период раздробленности и гражданских войн, получивший название «эпохи воюющих провинций». Он ознаменовался борьбой вассалов сегуна против него и между собой. Сегуны из дома Асикага утратили контроль над столицей Киото, где образовалось сильное городское самоуправление. Лидерство перешло к местным правителям в провинциях - князъям-дай-мио. На территории своих княжеств они стремились к установлению полного контроля над хозяйственной и политической жизнью.

В это время существенно изменилась структура доходов князей. Если, например, доход крупного феодального рода Сандзёниси в период раннего средневековья (XIII в.) от вотчины (сёэна) составлял более 50%, то в начале XVI в. он снизился до 29%. Это обстоятельство определило заинтересованность князей в развитии ремесленного производства, горного дела и торговли на территории княжества и страны в целом. В 1549 г. в городе Исидэра в провинции Оми (современная префектура Сига) при буддийском храме Каннодзи появился первый в стране «свободный рынок», где для привлечения ремесленников и купцов рыночное налогообложение было отменено. Такие же рынки со временем образовывались и в других местах.

В XVI в. возникли три производства мануфактурного типа по изготовлению гончарных изделий и одно - в винокурении. Их продукция не только удовлетворяла местный спрос, но и частично вывозилась в другие районы.

Большую прибыль приносила внешняя торговля с Китаем, хотя и осуществлявшаяся под видом поднесения дани. Между феодалами шла ожесточенная борьба за установление контроля над ней.

Междоусобицы «эпохи воюющих провинций» ухудшили положение крестьян: сократилась площадь обрабатываемых земель, выросли налоги, взимались дополнительные поборы. Это вызвало волну крестьянских восстаний. Еще в XV в., но особенно в XVI в., широкое распространение получили выступления крестьян под религиозными лозунгами. Недовольство крестьянских масс использовали в своих интересах различные буддийские школы, активно участвовавшие в междоусобных феодальных войнах. Восстания под религиозными знаменами, прежде всего буддийской школы «Икко» («учения об Одном»), начались еще в 1488 г. и продолжались около 100 лет. Крупнейшее выступление произошло летом 1532 г., когда повстанцы осадили г. Сакаи и намеревались начать наступление на Киото. Крестьянские восстания были направлены против местной администрации, представители которой обогащались за счет крестьян и превращались в крупных феодальных земельных собственников. В целом, крестьянские восстания, как бы «накладываясь» на феодальные междоусобицы, все более ослабляли Сегунат.

Значительное влияние на последующую политическую и экономическую обстановку в стране оказало появление в 1543 г. у берегов Японии португальцев, а спустя шесть лет - испанцев, достигших берегов Японии из Мексики. Их прибытие положило начало распространению огнестрельного оружия. Огнестрельное оружие, впервые примененное в Японии в 1575 г., совершило переворот в военном деле: если раньше главная роль в бою принадлежалавсадникам-самураям, а пехотинцы были оруженосцами, то теперь на первое место вышли пехотинцы (асигару), возникла необходимость в профессиональном солдате, который владеет огнестрельным оружием, а этого можно было достигнуть лишь систематическими, повседневными тренировками. Князья стали формировать свои дружины не только из самураев, но и из крестьян, которых селили при замках, полностью оторвав от сельского хозяйства и предоставляя рисовый паек в качестве жалования. Введение огнестрельного оружия оказало влияние и на технику возведения укреплений, в частности замков, которые окружались крепкими стенами и рвами с водой.

Получает распространение и христианство, принесенное с собой европейцами. Чтобы привлечь иностранных торговцев, вооружиться огнестрельным оружием и получить поддержку европейцев в междоусобной борьбе, князья принимали христианство и заставляли своих вассалов следовать их примеру. Проповедь католичества получила особо широкое распространение на о. Кюсю, где стали открывать христианские церкви и школы.

Появление европейцев способствовало усилению торгового капитала, совершенствованию военного дела, обострило междоусобные войны и привело к возникновению опасности не только раскола Японии, о чем говорилось выше, но и подчинения ее европейцам.

Междоусобные войны, крестьянские восстания создавали реальную угрозу самому существованию феодалов; для нормального функционирования торгового капитала нужно было устранить феодальные преграды; назревала угроза иностранного порабощения Японии. Все это вызывало объективную необходимость объединения страны.

Инициаторами объединения выступили феодалы центральной части о. Хонсю - Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу.

2. Борьба за объединение Японии. Ода Нобунага происходил из провинции Овари (современная префектура Айти). Он был вторым сыном мелкого феодала, и отец поселил его отдельно от семьи, построив небольшой замок в Нагоя. После смерти отца в 1551 г. семнадцатилетний Нобунага проявил немалое коварство, захватывая чужие земли, не щадя ни родственников, ни свойственников, ни соседей. Военным успехам Ода способствовало вооружение его дружины огнестрельным оружием. В 1573 г. он сверг последнего сегуна из дома Асикага, который к тому времени уже полностью утратил политическое влияние. Для обеспечения войск продовольствием он ввел специальный рисовый налог, сохранившийся до конца феодального периода.

Ода подчинил более половины территории и в завоеванных городах упразднил заставы, отменил внутренние таможенные поборы, что, в свою очередь, встретило ожесточенное сопротивление феодалов и придворной аристократии, лишившихся главной статьи своих доходов. Он стимулировал развитие торговли путем ужесточения наказаний за разбой, создал «свободные рынки».

Упразднив частные меры жидких и сыпучих тел, Ода ввел унифицированную киотскую меру, равнявшуюся 1,8 л. Был установлен твердый обменный курс и было запрещено использовать рис в качестве средства обмена. Ода начал выпускать золотые монеты, однако золота и серебра было еще мало для массового производства денег, хотя он и захватил серебряные рудники Икуно.

Правдами и неправдами расширяя свои владения, жесточайшим образом подавляя крестьянские восстания, Ода Нобунага положил начало «сёгунско-княжескому» (бакухан) государству. Однако его возвышение заставило объединиться в борьбе с ним многих враждовавших ранее между собой феодалов, кроме того начались распри в лагере самого Ода. В 1582 г., будучи окружен в одном из киотских храмов войсками противников, Ода покончил жизнь самоубийством.

Дело объединения страны продолжил Тоётоми Хидэёси, происходивший из крестьян и выдвинувшийся на службе у Ода.

Внутренняя политика Хидэёси была аналогична мероприятиям Ода. На завоеванных территориях Хидэёси осуществил обмер земель и отнес их к категории «прямо контролируемых владений», которые давали 2 млн. коку риса (1 коку - около 160 кг). К «прямо контролируемым владениям» были отнесены города Осака, Киото, Нара, Оминато (север о. Хонсю) и связанные с внешней торговлей города Нагасаки и Ха-ката.

Особое внимание Хидэёси уделял аграрной политике, сутью которой было прикрепление крестьян к земле и укрепление феодальной структуры («вторичное закрепощение крестьян»). Хидэёси впервые в масштабах всей страны провел перепись, где крестьяне были подразделены на две группы: податные - «основные» крестьяне, к которым причислили не только зажиточных крестьян, но и менее состоятельных с Целью увеличения численности податного населения, и безземельные крестьяне, находившиеся «вне переписи», не прикрепленные к земле, которым разрешалось передвижение.

В 1568 г. был издан указ о норме подати и прикреплении крестьян к земле, согласно которому крестьянин имел право не более чем на 1/3 урожая, а сеньор - на не менее 2/3. Перепись утвердила упразднение вотчин, укрепление сельской общины и наличие развитых вассальных отношений.

Сам выходец из крестьян, Хидэёси жестоко подавлял крестьянские восстания. Закрепощение крестьян сопровождалось изъятием у них оружия. Согласно указу 1588 г. об «охоте за мечами» крестьянам запрещалось иметь мечи, кинжалы, ружья и другое оружие. Спустя три года новый указ официально закрепил социальные различия. Устанавливалось трехсословное деление общества на самураев (си), крестьян (но) и горожан (симин). Последние состояли из купцов и ремесленников, которые еще не были дифференцированы. В качестве низовой административной единицы в 1597 г. вводились пятидворки и десятидворки, устанавливалась система круговой поруки. Через год с целью увеличения налогообложения крестьян были уменьшены единицы земельной площади: тан с 0,12 га сокращался до 0,1 га, а те с 1,2 га до 1 га при сохранении старых норм обложения, в результате чего налоговый гнет крестьян увеличился примерно на 30%. Хидэёси подтвердил перевод ренты с денежного исчисления на продуктовую основу (рис), что практически осуществил его предшественник.

С самого начала своей деятельности Хидэёси вынашивал мечту о расширении границ. Еще в 1583 г. он требовал уплаты дани от Кореи, а в 1591 г. добивался признания ею вассальных обязательств. Корейские власти оба раза ответили отказом. В мае 1592 г. 137-тысячная армия японцев высадилась в Корее и двинулась на Сеул. Однако корейская кампания закончилась неудачей и ослабила юго-западных феодалов и крупных торговцев, поддерживавших Хидэёси, так как они были связаны с внешним рынком. Усилились позиции князей Северо-Восточной и Центральной Японии, менее пострадавших от тягот войны. Возросла также роль торгового капитала, действовавшего на внутреннем рынке.

Смерть Хидэёси в 1598 г. свела на нет усилия первых объединителей. С новой силой вспыхнула междоусобная борьба между третьим объединителем Токугава Иэясу и его противниками, которые сгруппировались вокруг сына Хидэёси - Хидэёри.

Потерпев поражение в битве при Сэкигахара (на восточном побережье оз. Бива) в 1600 г., Хидэёри и его сторонники обосновались в г. Осака, который на 15 лет стал центром оппозиции. В битве при Сэкигахара Токугава впервые использовал в качестве лазутчиков «невидимок» (ниндзя).

В 1603 г. Иэясу Токугава принял титул сегуна и, основав Сегунат (1603-1867) со столицей в г. Эдо (современный Токио), положил начало военно-феодальной диктатуре наиболее влиятельного дома того времени. Фактически Токугава и его последователи отстранили императорский дом от власти и политической жизни. Однако они продолжали подчеркивать его религиозный авторитет и постоянно утверждали, что получили санкцию на власть от самого императора (микадо).

3. Япония в начале XVII в. При первых сегунах из рода Токугава Япония стала превращаться в единое государство, хотя полного объединения страны так и не было достигнуто. Стабилизация политического положения шла путем подавления оппозиции князей. В начале XVII в. некоторые из них, принявшие христианство (оппозиция Токугава рассчитывала на помощь Запада), были казнены вместе с семьями (Такэда, Минай, Кумачаи). У ряда князей, главным образом юго-западных, земли были конфискованы. Других переселяли на новые земли. Союзникам в знак благодарности увеличивали земельную площадь.

Таким образом, Токугава удалось сконцентрировать свои владения в центре о. Хонсю. Один массив их земель располагался в районе Эдо, а другой - вокруг г. Осака, тогда как земли их сторонников были сконцентрированы вдоль важнейшей стратегической и экономической артерии - дороги Эдо-Осака.

Владетельные князья различались по степени своего богатства, которое исчислялось годовым доходом риса. Общий рисовый доход Японии в начале XVII столетия определялся в 11 млн. коку (1 коку - 180,4 литра). Из этого количества 4 млн. коку принадлежало дому Токугава. Лишь небольшая группа наиболее богатых феодалов (только 16 феодальных князей имели доход свыше ЗОО тысяч коку риса каждый) пользовалась некоторой самостоятельностью, обладала значительным количеством вассалов-самураев и иногда даже чеканила свою

Из учета этих опасностей исходили в своей политике Токугава, строившие ее так, чтобы: во-первых, держать крестьянство и городские низы в узде и не допускать никаких послаблений, способных дать им малейшую возможность организоваться для борьбы; во-вторых, контролировать взаимоотношения феодальных князей между собой, не допуская усиления кого-либо из них и тем самым сохраняя руководящее положение за кланом Токугава; в-третьих, зорко следить за иностранцами и держать на запоре двери Японии.

Одной из важнейших составляющих внутренней политики Токугава стало «закрытие страны». Причиной послужило широкое проникновение европейцев, распространение христианства и угроза превращения Японии в колонию (что уже произошло по схожему сценарию на Филиппинах). Еще в конце XVI столетия огромное возмущение японцев вызвала практика португальских и испанских миссионеров, вывозивших из Японии людей для продажи их в рабство.

Однако первый сёгун из династии Токугава Иэясу первоначально не предпринимал решительных мер против европейцев. В это время он был заинтересован в поставках огнестрельного оружия и в организации верфей для постройки крупных кораблей. Партнерами здесь выступали прибывшие в 1600 г. в Японию голландцы и англичане. Сёгун предоставил нидерландской Ост-Индской компании право торговать на гораздо более льготных условиях, чем скомпрометировавшим себя испанцам и португальцам.

Но вскоре Сегунат стал выражать недовольство и торговой политикой голландцев, присваивавших себе большую часть доходов от внешней торговли. Вслед за тем вскрылся заговор испанцев и португальцев, направленный не только на изгнание англичан и голландцев, но и на фактическое подчинение режима при помощи принявших христианство князей южной части страны - наиболее непримиримых противников клана Токугава. Следует отметить, что южные князья принимали новую религию почти исключительно из коммерческих и политических сепаратистских соображений. Они стремились воспользоваться выгодами заморской торговли, а затем, опираясь на своих союзников - европейцев, снабжавших их оружием, выступить против сёгуната. Все это подвигло Токугава на проведение карательных экспедиций и обнародование указа (1614 г.) о полном запрещении христианства.

Токугава Иемицу, ставший сегуном в 1623 г., с еще большим рвением, чем его предшественник ополчился против христиан. Апогеем противостояния стали события в Симабара (вблизи Нагасаки). Репрессии и карательные экспедиции правительственных войск вызвали крестьянское восстание, истинной причиной которого были не религиозные преследования, а феодальный гнет: под предлогом искоренения христианского лжеучения сёгунские чиновники творили беззакония в покоренном районе. При подавлении восстания после трехмесячной осады и падения их последнего оплота - крепости в Симабара - было уничтожено 38 тысяч повстанцев-христиан. Это стало одним из крупнейших массовых избиений христиан в истории. Характерно, что голландцы, чтобы нажить политический капитал, оказали мощную военную поддержку сегуну.

С подавлением симабарского восстания Сегунат принял окончательное решение «закрыть» Японию для иностранцев и изолировать страну от всякого внешнего влияния. В 1638 г. Иеми" цу издал указ о высылке за пределы Японии всех португальцев (испанцы были высланы еще в 1634 г.). Всякий иностранный корабль, пристававший к японским берегам, подлежал немедленному уничтожению, его экипаж - смертной казни.

Исключение было сделано лишь для голландцев. Им оставили факторию на небольшом островке Дэсима, где торговля происходила под бдительным надзором правительственных чиновников. Купцы должны были давать специальное обязательство воздерживаться от открытого проявления своих религиозных убеждений и не вступать ни в какие отношения с японцами, кроме чисто деловых, подробно регулируемых правилами о торговле. Что касается японских граждан, то еще в 1636 г. им было запрещено под страхом смертной казни покидать свою родину и строить большие корабли для дальних плаваний. В peзультате этих мер произошло закрытие страны для европейцев.

4. Положение крестьянства. Особое внимание власти сёгуната уделяли контролю над крестьянством. С этой целью правительство практиковало широкое вмешательство в быт и хозяйство крестьян, стремясь полностью подчинить их своему административно-политическому контролю.

В основном внутренняя политика властей по отношению к аграрному населению заключалась в следующем: последовательное усиление налогового гнета и широкое вмешательство в хозяйство и быт крестьянской общины с помощью сложной системы административных регламентации. Эти регламентации распространялись на все стороны жизни крестьян. Прежде всего им было запрещено иметь (хранить или прятать) оружие. Крестьянам запрещалось употреблять в пищу рис (их основной пищей в то время было просо), объявленный роскошью. Им запрещалось носить шелковую или полотняную одежду, они могли шить одежду лишь из хлопчатобумажной ткани. Позднейшими сегунами такая регламентация была еще более усилена: закон точно определил покрой и окраску ткани. Был официально определен тип дома для крестьянской семьи и при этом запрещалось употреблять ковры и другие «предметы роскоши» для их украшения. Отменялись традиционные развлечения типа театральных представлений, борьбы и т.п.; не дозволялось даже ходить друг к другу в гости. А всякие церемонии, например свадьбы или похороны, должны были производиться с «соблюдением скромности». В случае неурожая или какого-нибудь стихийного бедствия все эти запреты становились еще более строгими.

Существенной особенностью токугавского режима являлось его стремление повсеместно внедрить систему заложни-чества или круговой поруки для обеспечения бесперебойного поступления налогов и осуществления жесткого контроля властей. Правительственные чиновники назначали сельского старосту и его помощников, ведавших определенной группой дворов (двадцать пять или пятьдесят в зависимости от местных условий), и все повинности накладывались на общину в целом - для коллективной ответственности за их выполнение. Староста и его помощники подбирались обычно из зажиточных крестьян. Многие из них, обходя существовавшие ограничения закона, эксплуатировали малоимущих со-общинников, ссужая их рисом для уплаты оброка, а затем забирали у них урожай и даже землю. Основная масса крестьян обрабатывала участки площадью от 0,36 до 0,45 га, дававших в среднем урожай 640-800 кг риса. Господствующей формой феодальной ренты был натуральный оброк, и, благодаря этому, для богатых крестьян существовала возможность некоторого накопления и закабаления бедноты.

Таким образом, в деревне, задавленной тяжелым феодальным гнетом и обреченной на политическое бесправие, происходили внутренние процессы, подрывавшие принцип неизменности феодальных порядков, положенный в основу феодального режима и всей его политики.

5. Хозяйственный и социальный строй городов. Положение других слоев населения, не принадлежащих к господствующему феодальному классу, юридически было не менее бесправно, чем положение крестьянства. Но на деле экономическая сила торговой буржуазии обеспечивала за ней растущее политическое влияние.

Центрами торговой буржуазии были крупные города, в первую очередь, Эдо и Осака. В столице Эдо крупные торговые фирмы в наибольшей степени зависели от правительства. Это было одновременно источником их силы и слабости. Силы, потому что эти торговые фирмы завязали прочные связи со столичной администрацией и стали необходимым для нее поставщиков и кредитором, а слабость заключалась в том, что, зависимая от правительства, эдрская буржуазия не отличалась ни инициативой, ни стремлением к расширению своих политических прав.

Иная картина была в г. Осака, сохранявшем с XVI столетия некоторые традиции вольного города. В Новое время, в течение XVII-XVIII вв. Осака стал оплотом более самостоятельного купечества, готового отстаивать свои права и привилегии. Вскоре Осака стал главным центром коммерческой деятельности в стране. Там находились наиболее мощные купеческие объединения и основные склады товаров. Они принадлежали не только купцам, но и феодальным князьям, свозившим в Осака всю товарную продукцию своих уделов: рис, шелк, лакированные изделия, бумагу и т.д. Хотя в это время основным мерилом ценности оставался рис, деньги тоже получили значительное распространение. Князья, так же как и рядовые самураи, стремились обратить в деньги часть своих доходов. В силу этого особо важное значение приобрели операции осакских скупщиков риса - оптовиков, вручавших дворянам деньги за отобранный ими у крестьян рис. Этим они избавляли благородное самурайство от всяких хлопот, унизительных с точки зрения феодального кодекса чести.

Финансируя клязей в счет будущих рисовых поступлений, осакские оптовики оказывали сильнейшее экономическое давление на местных феодалов. И, хотя, как уже упоминалось, законы Токугава предусматривали борьбу с роскошью и запрещали формально всем горожанам (в том числе и купцам) ношение шелковой одежды, золотых и серебряных украшений, даже постройку домов более 2-х этажей, но на деле было иначе: богатство и предметы роскоши все более сосредотачивались в руках крупных купцов. Правительственные чиновники даже не пытались этому воспрепятствовать.

Важной привилегией купцов, сохранившейся еще от предшествовавшего исторического периода, было право объединяться в гильдии, признанное за ними правительством. Иногда эти гильдии образовывались механически из числа лиц одной профессии, типа цеховой организации ремесленников. Но наибольшим влиянием пользовались купеческие организации, состоящие из купцов, торговавших одинаковыми видами товаров или действовавших в одном районе. И если в отношении ремесленных цехов правительство осуществляло жестокие формы контроля и вмешательства, то по отношению к влиятельным купеческим гильдиям оно допускало ряд льгот и во всяком случае остерегалось вступать в конфликт с организованными купцами, от которых зависело получение кредита.

Положение ремесленников и прочих горожан было несравненно хуже, чем положение купечества. Ремесленники были организованы в особые цехи (дза), построенные на началах монополии производства, наследственности ремесла и внутренней иерархической структуры (мастер - подмастерье - ученик). Правительство строго регламентировало деятельность цехов и облагало ремесленников тяжелыми налогами.

По отношению к ним регламентации действовали полностью, без изъятий. Правительственные чиновники считали себя полными хозяевами над горожанами и позволяли себе любые беззакония. Немудрено поэтому, что городская беднота постоянно выражала свое недовольство режимом Токугава и присоединялась к крестьянским выступлениям против сё-гуната. За один XVII в. произошло 463 восстания, причинами которых стали злоупотребления чиновников и самураев.

К горожанам принадлежала также прослойка лиц интеллигентного труда: учителей, врачей, художников. Главным образом они были выходцами из феодального класса. В это время именно к ним стал применяться старинный термин «ронины». В период Токугава так стали называть самураев, утративших вассальную связь со своими князьями и по сути лишившихся сословной принадлежности. Еще в 1615 г. Иэясу Токугава окончательно подавил сопротивление Хидэёри и его сторонников, заняв г. Осака. При физическом уничтожении противников, конфискации княжеств, казни и перемещении князей на новые земли многие их вассалы лишались средств к существованию и превращались в скитающихся людей (т.е. ронинов). Во время Осакской компании было уничтожено около 100 тысяч ронинов, но по всей стране их оставалось еще около ЗОО тысяч. Эти низшие слои самурайского сословия были готовы принять участие в любом антиправительственном выступлении. Они участвовали в крестьянских и городских восстаниях, становились пиратами, а какая-то часть устремлялась в города и со временем приобретала профессию. Таким образом, росла численность новых групп средних слоев городского общества, предшественников интеллигенции. Ронины, ставшие частью этой городской прослойки, изначально были противниками сёгуната. К тому же их основным заказчиком и клиентом являлась городская буржуазия. Поэтому ронины поддерживали претензии буржуазии на самостоятельную политическую роль в обществе, самоуправление городов и т.д.

При этом Токугава имели и свою феодальную интеллигенцию, являвшуюся проводником правительственной идеологии. Буддийскому духовенству правительство не доверяло. Военная и экономическая мощь буддийских монастырей была подорвана, хотя буддизм продолжал оставаться самой распространенной в стране религией. За основу официальной правительственной идеологии были приняты конфуцианские догмы, внушавшие народу необходимость жестокого самоограничения и фанатичной приверженности традиционным порядкам. Для их распространения требовались соответственно подготовленные люди и Сегунат нуждался в таких кадрах, использовавшихся также для борьбы с буддийским духовенством. Поэтому в Эдо образовался центр конфуцианской учености, объединивший группу философов, литераторов и историков. В их задачи входило идейное обоснование устоев токугавского режима и поэтому они пользовались особым покровительством среди властей.

6. Феодальная структура сёгуната. Токугава разделили все дворянство на несколько разрядов. Киотскую знать, т.е. императорскую семью и их ближайших родственников, выделили в особую группу - «кугэ». Кугэ номинально составляли самый высокий ранг среди феодального дворянства. Сегуны недоверчиво относились к кажущемуся послушанию и политическому безразличию императорского окружения. Токугавское законодательство особое место уделяло регламентации взаимоотношений императора и его приближенных со всеми окружающими. Император не должен был «снисходить» до общения со своими подданными, особенно князьями. Всякая попытка князей установить связь с императором каралась смертью и конфискацией земельных владений. Фактически двор и аристократия - кугэ - были изолированны от японского общества.

Все остальные феодальные кланы носили название «букэ» (военные дома). Владетельные князья (даймио), в свою очередь, делились на три категории: первая принадлежала к дому сегуна и называлась синхан; вторая - фудай - включала в себя княжеские фамилии, издавна связанные с домом Токугава, зависимые от него в военном или экономическом отношении и потому, являвшиеся его главной опорой (они занимали посты членов совета, наместников и т.д.); и, наконец, третья категория - тодзама - состояла из владетельных князей не зависимых от дома Токугава и считавших себя равными ему феодальными фамилиями. Тодзама пользовались огромной, почти неограниченной властью в своих владениях, как, например, князья Симадзу в Сацума или князья Мори в Тёсю. Сегунат видел в них своих недоброжелателей, возможных соперников и всяческими способами старался подорвать их мощь и влияние, применяя старую политику «разделяй и властвуй». По отношению к ним также существовали регламентации. Они не могли занимать правительственных должностей. Их владения, расположенные, как правило, вдали от столицы (этим в значительной мере объяснялась их некоторая самостоятельность) окружались сегуном посредством особой системы расселения фудай-даймио. Строились замки во всех важных стратегических пунктах, чтобы парализовать действия тодзама-даймио в случае образования антисёгунс-кой оппозиции.

Исключительной мерой давления на категорию тодзама (как и на всех даймио) являлась система заложничества (сан-кинкодай). Все феодальные князья были обязаны через год бывать в Эдо, при дворе сегуна, и жить там со свитой и семьей, с предписанным церемониалом блеском и пышностью. При этом они «согласно обычаю» должны были регулярно подносить сегуну богатые подарки вместе с золотыми и серебряными монетами, что, по сути, являлось замаскированной формой дани. После года пребывания при дворе сегуна даймио уезжали, но должны были оставлять в Эдо в качестве заложников жену и детей. Таким образом, всякое неповиновение сегуну влекло за собой репрессии, в том числе и в отношении заложников.

Все же, несмотря на деспотический характер власти Токугава, положение князей не было настолько уж стесненным, чтобы они все время и во что бы то ни стало стремились свергнуть сегуна. В пределах своего феодального владения князь был почти неограниченным хозяином. Они не выплачивали сёгунату специальных налогов, не считая так называемых подарков сегунам. Правда, правительство объявляло, что сохраняет за собой (от имени императора) верховный контроль над всеми земельными владениями и поэтому вправе отнимать у всех феодальных князей владения, перераспределять их и награждать новыми. Однако на практике это право верховной власти применялось редко.

Формально к букэ принадлежало и самурайство, являвшееся военным сословием, имевшим монополию на ношение оружия. При Токугава в самурайстве выделился влиятельный слой - хатамото (буквально «под знаменем). Самураи-хатамото были непосредственными и ближайшими вассалами сегуна и составляли главную опору режима Токугава. Они занимали положение служилой знати, осуществляя надзор за крестьянами и другими неполноправными слоями во владениях Токугава, а также ведали сбором налогов.

Вслед за ними шла основная масса самураев, не подвластных сегуну, а являвшихся вассалами удельных князей. Они не имели земли, а получали жалованье рисом, не неся никаких определённых обязанностей, лишь составляя постоянную свиту своих сюзеренов-даймио. Материальное положение рядовых самураев значительно ухудшилось при режиме Токугава. Основным занятием феодального дворянства всегда была война. Кодекс самурайской чести(бусидо) строжайшим образом запрещал самураям заниматься чем-либо иным, кроме военного дела. Но в условиях токугавского режима война перестала быть повседневным явлением. Наоборот, правительство ставило своей целью по возможности избегать внешних войн и прекратить внутренние феодальные междоусобицы. Реальное практическое применение самурайские отряды князей находили лишь при подавлении локальных крестьянских восстаний. Таким образом возникало явное противоречие между традициями, привычками, моралью воинственного самурайства и обстановкой относительного внутреннего мира, установившегося в Японии под властью Токугава. Даймио больше не нуждались в том, чтобы содержать многочисленных самураев. Рисовый паек не удовлетворял их потребностей, его не хватало на обеспеченную жизнь. Поэтому самураи низших рангов, наряду с ронинами различными способами изыскивали себе новые средства существования. С течением времени правительству пришлось уже с тревогой отмечать значительный рост числа бездомных и деклассированных самураев. Будущая опасность заключалась в том, что они увеличивали и без того многочисленные ряды недовольных господствующими порядками.

Чтобы предотвратить открытый взрыв недовольства и подавить возмущение в начальной стадии Сегунат создал исключительно разветвленный и сильный полицейский аппарат, осуществлявший надзор за разными социальными силами: за крестьянами и городскими низами (включая ронинов); за князьями тодзама-даймио; за недовольными самураями. Однако эти меры не могли задержать, тем более предотвратить, кризис феодального хозяйства страны.

7. Экономическое развитие. Крестьянские восстания. Токугавский режим сложился окончательно при третьем сегуне Токугава Иемицу (1623-1651), около середины XVII столетия. Несмотря на в основном реакционный характер току-гавских порядков, вплоть до конца XVII - начала XVIII века в стране наблюдался некоторый подъем производительных сил. Это объяснялось тем, что после непрерывных междоусобных войн XVI столетия, катастрофически разорявших крестьянство, Япония вступила в полосу длительного внутреннего мира.

Наблюдалось некоторое усовершенствование техники сельского хозяйства, расширение посевных площадей, рост урожайности, вследствие чего значительно вырос национальный доход Японии (с 11 млн. коку риса в начале XVII столетия до 26 млн. коку в конце его) и увеличилась численность населения.

Развитие производительных сил нашло свое отражение в успехах ремесленного дела, значительном расширении внутренней торговли. Однако все это сопровождалось такими процессами, как развитие товарно-денежных отношений, рост дифференциации крестьянства и укрепление торгово-ростов-щического капитала, а также связанной с ним деревенской верхушки. Это резко усиливало внутренние противоречия феодального хозяйства страны. Основная масса крестьянского населения под влиянием проникновения в деревню товарно-денежных отношений быстро разорялась.

Это сопровождалось следующими явлениями в верхах японского общества. Период кажущегося благоденствия, именуемый в японской истории «эрой генроку» (1688-1703 гг.), был отмечен расцветом феодальной культуры, покровительством со стороны сёгуната музыке, живописи, театру. Князья на перебой соревновались в подражании блеску, роскоши и расточительству двора сегунов.

Дворянство тратило огромные средства на увеселения. Это приводило к обогащению городской буржуазии и росту задолженности самураев и князей, все чаще обращавшихся за ссудами к купцам и ростовщикам. Одновременно усиливалась эксплуатация основной массы и без того обездоленного крестьянства, которое еще вдобавок расплачивалось за расточительность дворян.

И если в XVII и в начале XVIII вв. в Японии наблюдался некоторый рост производительных сил, то в последующий период обнаруживаются явные признаки упадка. Разложение феодального строя в XVIII в. проявилось в замедлении, а затем в прекращении прироста производства риса. Валовой урожай снизился до уровня XVII в. Размер обрабатываемой земельной площади оставался неизменным. Доходность сельского хозяйства падала из-за снижения урожайности. Крестьянское население разорялось под бременем непосильной эксплуатации.

Прекращение прироста крестьянского населения стало второй отличительной особенностью этого времени. Согласно правительственным переписям в 1726 г. население Японии исчислялось в 29 млн. человек, в 1750 - 27 млн., в 1804 - 26 млн. и в 1846 (т.е. за 22 года до падения токугавского режима) - 27 млн. А если принять во внимание некоторый рост городского населения, то налицо бесспорное сокращение сельского населения.

Причина уменьшения населения крылась в огромной смертности от голода и эпидемий. В 1730-1740 годы население в результате голода сократилось на 800 тысяч человек, а в 1780-е годы - на 1 млн., причем от голода не умер ни один самурай.

В этих жесточайших условиях крестьяне широко практиковали детоубийство. Распространение этого страшного обычая доказывается сохранением в языке многочисленных терминов, первоначальное значение которых - это убийство новорожденных (например, «мобики» - «прополка»).

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Япония государство Востока в эпоху Раннего Нового времени Презентация по истории выполнила ученица 7 «А» класса Хук Ань Чам МБОУ СОШ №65

2 слайд

Описание слайда:

Япония в XVI веке В традиционной японской историографии, принятой и европейской исторической наукой, XVI век делится на две неравные части. Его первые три четверти (до 1573 года) относятся к периоду Асикага, то есть времени, когда у власти находились сегуны из дома Асикага1, правление которых началось еще в 1334 году; последняя четверть XVI столетия обозначается как период Момояма, продолжавшийся до 1615 года, времени окончательного утверждения у кормила власти сегунов из дома Токугава.

3 слайд

Описание слайда:

На рубеже XV и XVI веков Япония находилась в состоянии глубокого кризиса. Междоусобные феодальные войны, начавшиеся в 60-х годах (так называемые войны годов Онин, 1467-1477), были началом почти столетнего периода "Смутного времени" (Сэнгоку дзидай), когда в стране фактически не было единой власти. К концу XV столетия Япония занимала территорию, почти равную современной, за исключением северного острова Хоккайдо и южных островов Рюкю. Население ее составляло около 16-17 миллионов2. В тот период по сравнению с соседними государствами - Китаем и Кореей - Япония была не только слабой в политическом отношении, но и экономически более отсталой страной. А в XVII столетие она вступала как мощное централизованное государство, экономика которого была значительно упорядочена и переживала большой подъем. За это время произошли существенные изменения и в социальной структуре японского общества, во влиянии и взаимоотношениях различных слоев населения. Все это отразилось на сфере духовной культуры, внутренние процессы развития которой значительно усложнились. Как отмечают историки, основой всех изменений в Японии XVI века был переход к новой системе землевладения и создание крупных феодальных княжеств, иногда объединявших несколько провинций3. Владельцами почти всех земель стали представители верхушки военного сословия - князья даймё (дословно "большое имя")4. В ожесточенной борьбе друг с другом они увеличивали свои владения, и процесс этот продолжался до середины XVI века. Не подчинявшиеся центральной власти, даймё были заинтересованы в увеличении собственных доходов, а следовательно, в развитии экономики своих княжеств. Кроме выращивания риса, основной сельскохозяйственной культуры Японии, они поощряли ремесла и торговлю, строили дороги, корабли для каботажного плавания и экспедиций в соседние страны. Столицы княжеств постепенно становились не только административными и хозяйственными, но и культурными центрами.

4 слайд

Описание слайда:

Период Дзёмон Около 10 тысяч лет до н. э. завершилась эпоха ледников, с таянием которых поднялся уровень мирового океана. Благодаря этому образовался Японский архипелаг. В результате потепления и изменения движения морских течений японские степи времен палеолита заросли густым лесом. Примерно в это же время на Японские острова переселилась новая группа людей из Юго-Восточной Азии. Представители этой группы хорошо разбирались в судостроении и морской навигации. Вероятно, их каноэподобные лодки-долблёнки были принесены к японским берегам тёплым океанским течением Куросио. Новоприбывшие юго-восточные азиаты смешались с потомками палеолитической популяции Японского архипелага. Благодаря изменению климата японская флора и фауна кардинально изменились. Северо-восточная часть архипелага была покрыта дубовыми и хвойными лесами, а юго-западная - буковыми и субтропическими. В них жили большие кабаны, олени, дикие утки, фазаны. В морях и океане водились бониты, красные пагры, морские судаки. Побережья Хоккайдо и региона Тохоку были богаты лососем и форелью. Благодаря таким природным богатствам жители Японских островов не нуждались в крупномасштабном сельском хозяйстве или скотоводстве, оставаясь примитивным обществом охотников-собирателей. Около 10 тысяч лет назад древние японцы начали изготавливать керамические изделия, которые считаются одними из старейших в мире. Среди керамики того времени преобладала кухонная посуда в виде глубокодонных кувшинов для хранения продуктов, жарки и варки пищи. Характерной особенностью этих изделий был «шнурковый орнамент», который по-японски называется дзёмон. Подобный орнамент наблюдался на островной посуде до середины II века до н. э., что позволило археологам называть японскую культуру времен неолита «культурой Дзёмон», а время её доминирования на Японском архипелаге - периодом Дзёмон. В неолите древние японцы перешли к оседлому образу жизни, формируя небольшие поселения в 20-30 человек на невысоких холмах. Типичным жильём были землянки и полуземлянки. Вокруг поселения находились мусорные кучи, которые одновременно служили местом захоронения умерших. Среди поселений той эпохи выделяется стоянка Саннай-Маруяма в современной префектуре Аомори, датируемая V веком до н. э. и содержащая остатки большого посёлка на 100-200 человек. Основой хозяйства жителей были охота и собирание плодов растений. Существовало половое и возрастное разделение труда. Наряду с промыслами древние обитатели архипелага занимались примитивным разведением каштанов, бобовых, гречихи, а также культивацией устриц. Около IV-III века до н. э. они освоили примитивное суходольное рисоводство. Религиозным представлениям были присущи анимизм и тотемизм. Также они изготавливали из глины женские фигурки догу и поклонялись силам Земли, символам рождения и жизни.

5 слайд

Описание слайда:

Период Яёй Хотя рисоводство было известно в Японии ещё в эпоху Дзёмон, крупномасштабное заливное рисоводство с использованием ирригации появилось на островах в 1 тысячелетии до н. э., путём заимствования с континента. Местом нововведений был север острова Кюсю, откуда эта культура распространилась в другие районы архипелага. С приходом заливного рисоводства люди, проживавшие до этого на небольших холмах, переселились на равнины и долины рек. Были созданы первые сельские общины мура, члены которых занимались созданием и поддержкой заливных полей. Появились новые орудия труда, такие как каменный нож-серп, а также новые типы зданий для хранения зерна - амбары на подпорках. Члены общины начали проводить праздники и молебны за богатый урожай. Сформировался новый сельскохозяйственный ритуал и календарь. Вместе с рисоводством в Японию с материка попала культура обработки металлов - меди, бронзы и железа. До I век до н. э. японцы импортировали готовые товары, но впоследствии наладили своё металлургическое производство. Среди основных бронзовых изделий были мечи, копья и гэ, а также зеркала и колокола дотаку. С распространением железных орудий во II веке н. э., бронзовое оружие превратилось в предметы культа. Также в начале 1 тысячелетия до н. э. на Японском архипелаге начали изготавливать керамические изделия нового стиля, который походил на континентальный. Их особенностью был красноватый цвет, отсутствие узора и богатство видов посуды. Вероятно, реформа керамики была связана с распространением рисоводства. Такая посуда впервые была найдена в посёлке Яёй, по имени которого новая керамическая культура получила название «культуры Яёй». Время господства этой культуры на Японских островах с 1 тысячелетия до н. э. по III век н. э. называется периодом Яёй. Благодаря рисоводству население Японии возросло. Это способствовало налаживанию отношений между общинами, однако нередко провоцировало конфликты, особенно за контроль над ресурсами - землей и водой. Со II века до н. э. большинство поселений были уже окружены рвами и деревянным частоколом. Среди населения выделялись вожди, которые сосредоточили в своих руках религиозную и военную власть. Селения нередко объединялись в союзы - первые японские прото-государственные образования. Одним из самых укреплённых поселений-общин периода Яёй была стоянка Ёсиногари в префектуре Сага, которая свидетельствует о высоком уровне организации древних японцев.


3.5.1. Япония в первый период новой истории.
Революция Мэйдзи

Развитие Японии всегда имело очень много схожего с развитием европейских государств. В период феодализма (к концу XVI в.) здесь сохранялась полная феодальная раздробленность. Власть императора была номинальной. Существовало более 256 княжеств, между которыми шли постоянные войны.

В начале ХVII в. появляются определённые тенденции централизации власти. Специфика Японии в том, что император не играл важной роли. Главная борьба развернулась между рядом княжеств, пытавшихся возглавить это движение. В итоге данное смог сделать князь Токугава в 1603 г. Именно он объединил страну, но не стал свергать императора. Он просто отодвинул его от дел и принял титул сегуна (с яп. «полководец»).

Сегун являлся реально высшим должностным лицом, главнокомандующим, контролировал всю исполнительную и законодательную власть, финансы. При сыне князя Токугава Чеясу структура власти сегуната утвердилась окончательно. Была создана новая система централизованного управления, проведены социально-правовые реформы.

В это время возникла новая сословная структура («си-но-ко-се») из четырех категорий: 1) самураи (си); 2) крестьяне (но); 3) ремесленники (ко); 4) торговцы (се). Жизнь данных групп была строго регламентирована.

Такая жесткая система к первой половине XIX в. стала тормозить развитие Японии. Она мешала новым тенденциям, связанным с развитием городов, купечества. Сословные ограничения, налоги вызывали недовольство. Попытки преодолеть кризис в период с 1830 по 1843 гг. (реформы Тэмпо) оказались не совсем удачны, хотя и были сняты некоторые социальные монополии, облегчено развитие мануфактур, проведены налоговые и административные реформы.

В нарастании кризиса серьёзную роль сыграл и внешний фактор. Первые иностранцы стали появляться в Японии в конце XVI – начале XVII вв. Они стали активно вмешиваться во внутренние дела. В 30-е гг. XVII в. рядом указов произошло «закрытие» Японии. Этим японское правительство хотело сохранить сложившуюся систему феодальных отношений и ограничить влияние колониальных держав.

Это не могло ликвидировать противоречия в обществе. В период с 1854 по 1858 гг. иностранцы, в основном принудительными мерами, «открыли» Японию и настояли на заключении неравноправных договоров, что вызвало недовольство сегуна.

В итоге знать объединилась в две группировки, недовольные сегунатом. Первая группа хотела вернуть свою удельную независимость, а вторая, понимая невозможность этого, выступала за реформы с учетом европейского опыта и под контролем государства. Именно они увидели выход в возвращении к императорскому правлению.

Сторонники второго подхода (кланы Сацума, Тесю, Тоса) в августе 1863 г. совершили государственный переворот. Они сделали императора своим заложником. Он под их давлением подписывает указ о «закрытии» страны. Начинается гражданская война, которая с 1863 по 1867 гг. шла с переменным успехом.

Ситуация резко изменилась после смерти в 1866 г. императора Комэйя. На престол вступил 15-летний Муцухито, взявший новое имя Мэйдзи («просвещенное правление»). Патронат над ним осуществляли прогрессивно настроенные князья. В октябре 1867 г. они потребовали от сегуна возвращения верховной власти императору, аннулирования полномочий совета регентов и т.д. 14 октября 1867 г. сегун Кэйни сложил с себя полномочия.

В декабре совещание князей и чиновников выработало принципы нового порядка. Их провозгласил манифест от 9 декабря 1867 г.: возвращение сегуном власти; упразднение постов регентов, главного советника и т.д.; проведение нового политического курса.

Вскоре сегун собрал войска и двинулся на Киоту. В ходе новой гражданской войны (1868 – 1869 гг.) он был разбит и капитулировал окончательно. Так произошла реставрация власти императора.

События 60-х гг. XIX в. получили название «революция Мейдзи». Скорее, это был чисто верхушечный переворот. Ни крестьянство, ни буржуазия почти никакого влияния на него не оказали. Тем не менее в результате переворота в стране установилась абсолютная монархия, открылись перспективы для буржуазного развития страны, для быстрой модернизации государственного строя и формирования нового правового уклада.