Логопедические упражнения на звук ж. Постановка звука ж

Конспект занятия по постановке звука Ж

Тема. Постановка звука ж .

Цель: постановка звука ж и закрепление нормальной артикуляции в изолированном произношении.

Задачи:

1. Развитие речевой моторики;

2. Развитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

3. Уточнение артикуляции звука ж ;

4. Закрепление связи звука и буквы ж.

Содержание занятия

    Организационный момент.

Логопед: сядет тот, кто назовет слово, которое начинается со звука ш .

    Сообщение темы.

На доске - несколько картинок (жук, паук, кошка).

Логопед: отгадайте загадку:

Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Я на ветке сижу, Я на ветке сижу, Букву ж все твержу.

Зная твердо букву эту, Я жужжу весной и летом.

Кто это жужжит на ветке? Найдите картинку. (Жук.) Да, это жук. Покажите букву, с которой начинается слово жук. (Буква ж вывешивается на доске.) Эта буква обозначает звук ж. Этот звук напоминает жужжание жука: ж-ж-ж-ж.

Сообщение темы занятия: Сегодня мы будем учиться произносить звук ж. Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.

3. Артикуляционная гимнастика. Для губ: улыбка-трубочка.

Для языка: сделать язык широким, широкий язык на верхнюю губу, широкий язык на нижнюю губу; широкий кончик языка поднять на верхние зубы, широкий кончик языка опустить на нижние зубы, то же за верхние зубы, за нижние зубы; сделать "лодочку", сделать чашечку вне ротовой полости, убрать чашечку в рот, подуть на чашечку.

4. Постановка звука ж. Используется прием постановки путем озвончения звука ш.

Логопед: Приложите руку к горлышку. Произнесите звук ш, а теперь скажи те его громко, так, чтобы горлышко дрожало. Получается звук ж.

После длительного произнесения уточняем, что так жужжит жук. Дети поочередно произносят этот звук. Поправляю и уточняю артикуляцию звука. В случае затруднений одна рука ребенка прикладывается к горлу логопеда, другая кладется на область гортани ребенка. Логопед воспроизводит звук ж, ребенок имитирует, используя тактильно-вибрационные ощущения.

5. Уточнение артикуляции звука ж.

Логопед: Произнесем еще раз звук ж. В каком положении губы при произношении звука ж ?

Губы вытянуты вперед. (Все дети повторяют.)

В каком положении зубы - сомкнуты или раскрыты?

Немного раскрыты, между зубами небольшая щель.

Логопед: Где находится кончик языка?

После каждого вопроса показываю артикуляцию звука ж, дети также еще раз произносят звук.

Логопед: Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов. (Все дети повторяют.) Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки (показываю положение языка с помощью кисти руки).

Покажите рукой, какой язычок? (Дети показывают.)

- Что напоминает язычок?

Чашечку.

Описываю артикуляцию звука ж, сопровождая ее движением кисти руки, изображающей форму чашечки. Дети повторяют.

6. Развитие фонематического анализа.

а) Игра "Подними флажок".

Логопед: я называю слова: жаба, парта, лампа, дверь, кожа, лопата, жираф, ежик, а вы поднимите флажок, если в слове есть звук ж.

б) Игра «Распредели картинки».

На доске выставляются картинки: пожар, лужа, жасмин, жук, жаба, лыжи, пижама, желуди, пиджак.

Логопед: Распределите картинки на две группы: слева положите картинки, в на звании которых звук ж в начале слова, а справа те картинки, в названии которых звук ж в середине слова (называю сначала все картинки, выделяя голосом звук ж в слове).

в) Игра «Найди место звука ж в словах».

У детей цифры 1, 2, 3. Логопед произносит слова, дети определяют, какой по счету звук ж в слове (первый, второй или третий), и поднимают соответствующую цифру. Слова: жарко, ужин, желтый, ожог, железо, пожар, жидкий, сажать.

7 . Закрепление связи между звуком и буквой ж.

- Посмотрите на букву ж. Что она напоминает, на что похожа?

На жука.

- Сложите из палочек букву ж. А затем подберите картинки, в названии которых есть звук ж.

Во время самостоятельного выполнения этого задания индивидуально занимаюсь с теми детьми, у которых артикуляция звука ж еще недостаточно закреплена.

8. Подведение итогов занятия.

Какой звук мы учились произносить?

Звук ж.

Как произносится звук ж?

Дети повторяют артикуляцию звука ж.

Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Постановка звука [Ж]».

Цель: постановка звука [ж].

Задачи: 1. Закрепление артикуляционных упражнений на звук [ж];

2. Учить изолированному произношению звука [ж];

3. Развитие фонематического слуха;

4. Развитие общей моторики;

5. Развитие внимания, памяти;

Оборудование: зеркало, предметные картинки, игрушка «Жук», цветок.

Ход занятия

1.Орг.момент.

Сегодня к нам пришел гость. Отгадай загадку и узнаешь, кто это.

Летит, жужжит

Сядет, молчит.

Правильно, жук, посмотри, какой жучок к нам прилетел.

2.Артикуляционная гимнастика:

- «Наказать непослушный язычок»;

- «Грибок»;

- «Вкусное варенье»;

- «Гармошка»;

- «Фокус».

3.Знакомство с буквой Ж.

Посмотри внимательно. Это буква Ж. Как ты думаешь, на что она похожа?

Из скольких элементов она состоит?

4.Постановка звука.

А теперь жук хочет узнать, умеешь ли ты жужжать. Давай попробуем.

А) по подражанию – от [ш].

Давай произнесем звук ш-ш-ш. а теперь положи руку на мое горло, а я на твое, и произнесем звук ш с голосом. Послушай, как я. Чувствуешь, как дрожит твое горло?

Б) – сделай «Чашечку», заведи ее за верхние зубки и с голосом подуй на язычок. Губки окошечком, зубки слегка приоткрыты.

5.Закрепление изолированного произнесения звука.

Молодец! А теперь давай полетаем вместе с жуком. (Летаем и присаживаемся на цветок, в этот момент делаем ударение на последний звук ж-ж-ж-ж)

6.Развитие фонематического слуха.

Давай поиграем в игру «поймай жука». Если услышишь звук Ж – хлопни в ладоши.

Ж-Н-С-Ш-Д-Щ-Ч-З-Ж-К-Ц

7. Развитие фонематического слуха.

У жука очень много друзей и он решил разбить их на 2 команды. В одной команде будут только те животные, в названии которых есть звук Ж (жираф, ежик, морж, жаворонок). А в другой - животные, в названии которых нет звука Ж (заяц, енот, собака, лев).

8.Домашнее задание.

Помоги жуку добраться до цветочка, когда будешь вести пальчиком по дорожке, то необходимо жужжать вместе с жучком.

9.Итог .

Кто прилетал к нам в гости? Какой звук мы учились вместе с ним произносить? Давай произнесем его еще раз Ж-Ж-Ж.

Аня Кузнецова
Открытое занятие «Постановка звука [ж]».

Цель : постановка звука [ж] .

Задачи : 1. Уточнение артикуляции звука [ж] ;

2. Учить изолированному произношению звука [ж] ;

3. Знакомство с буквой Ж;

4. Развитие фонематического слуха;

5. Развитие фонематического анализа;

6. Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики;

7. Развитие внимания, памяти.

Оборудование : зеркало, игрушка – пчелка, предметные картинки, схемы для определения место звука в слове , пособие для дыхательной гимнастики, звуковая дорожка , презентация.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Приветствие.

Эмоциональный настрой.

2. Постановка цели , сообщение темы.

Логопед читает загадку :

Все жужжит она, жужжит

Над цветочками кружит.

Села, сок с цветка взяла

Мед готовит нам (пчела) .

К нам на урок прилетела пчелка, и приготовила много интересных заданий.

А как жужжит пчелка?

Получается ли у тебя так жужжать?

Сегодня будем учиться произносить звук [ж] . Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.

3. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Логопед. На цветочной полянке жила-была пчелка. И звали ее Жужжу. Она была очень веселой, потому что любила петь песенки. Вот летит однажды пчелка и видит, бабочки сидят на цветочках. Спрашивает она их

Пчелка Жужжу. Ж-ж-ж, бабочки, что с вами случилось, почему вы не летаете? Ведь такая прекрасная погода!

Бабочки. Не можем мы полететь, пошел дождик и намочил наши крылышки.

Пчелка Жужжу. Ж-ж-ж, бедные бабочки, вот если бы ветер вам помог, только в такую погоду он не подует.

Бабочки. Что же нам делать?

Пчелка Жужжу. Не переживайте, бабочки, мои друзья вам помогут. Коля, давай поможем бабочкам высушить их крылышки. Подуй на крылышки бабочек, и они обсохнут.

Логопед. Нужно сделать глубокий вдох носом и медленный, долгий выдох ртом.

Упражнение на дыхание «ПОДУЕМ на БАБОЧЕК» : вдох-выдох.

Упражнение «УЛЫБКА»

Логопед. Давай теперь покажем, как улыбнулась пчелка Жужжу бабочкам. (Счет от 1 до 10) .

Логопед. Развеселилась пчелка Жужжу и вот запрыгал у нее язычок, вверх – вниз. Покачаемся и мы.

Упражнение «КАЧЕЛИ»

Логопед. Захотелось пчелке Жужжу спеть песенку, да только язычок почему-то не слушался ее, давайте его накажем.

Упражнение «НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Ребенок произносит пя-пя-пя (пять раз) .

Логопед. Захотелось пчелке Жужжу попить чайку с медом, а чашечки-то нет, сделаем чашечку.

Упражнение «ЧАШЕЧКА»

Логопед. Попила пчелка Жужжу чая из чашечки и решила отдохнуть. Посмотрела по сторонам и увидела, под деревом грибок растет. Решила пчелка Жужжу полежать под ним. Улыбнулась она ему и сделала язычком грибочек. Давай и мы сделаем грибок.

Упражнение «ГРИБОК»

Логопед. Лежит пчелка Жужжу, отдыхает. Вдруг слышит лошадка копытами цокает. Захотелось пчелке Жужжу, научиться так же цокать язычком.

Упражнение «ЛОШАДКА» .

Логопед. Устала наша пчелка и полетела в домик, к своим друзьям пчелкам. И наш язычок тоже устал, положи его на нижнюю губу, пусть отдохнет.

4. Уточнение артикуляции [ж] (перед зеркалом) .

Губы вытянуты вперед. (ребенок повторяет.)

В каком положении зубы - сомкнуты или раскрыты?

Немного раскрыты, между зубами небольшая щель.

Где находится кончик языка?

После каждого вопроса логопед снова показывает артикуляцию звука ж , ребенок также еще раз произносит звук .

Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов, боковые края загнуты и имеют форму чашечки.

Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки.

Покажи рукой, какой язычок?

Что напоминает язычок?

Чашечку.

5. Постановка звука [ж] .

А) по подражанию – от [ш].

Давай произнесем звук ш-ш-ш . а теперь положи руку на мое горло, а я на твое, и произнесем звук ш с голосом . Послушай, как я.

Б) – сделай «Чашечку» , заведи ее за верхние зубки и с голосом подуй на язычок. Губки окошечком, зубки слегка приоткрыты .

6. Характеристика звука .

Звук [Ж] - всегда твердый, звонкий согласный.

7. Закрепление изолированного произнесения звука .

Молодец! А теперь давай превратимся в пчелок и полетаем на цветочной поляне. («Летает» и «присаживается» на цветок, берет цветок и в этот момент делает ударение на последний звук ж-ж-ж-ж ).

8. Развитие фонематического слуха.

Давай поиграем в игру «поймай звук » . Если услышишь звук Ж –посвисти в дудочку.

Ж-Н-С-Ш-Д-Ж-Щ-Ч-З-Ж-К-Ц-Ж

9. Развитие фонематического анализа.

А) -У пчелки очень много друзей и она решила разбить их на 2 команды. В одной команде будут только те животные, в названии которых есть звук Ж (жираф, ежик, морж, жаворонок) . А в другой- нет звука Ж (заяц, енот, собака, лев) .

Каких животных мы выбрали?

Б) Игра на развитие внимания и памяти.

«Что изменилось?»

В) Распредели картинки под схемы :

(в начале, в середине и в конце слова) .

10. Физминутка «Пчёлка»

Прилетела к нам вчера

полосатая пчела (пчелка в правой руке)

А за нею шмель – шмелек

и веселый мотылек (переложить пчелку в левую руку)

Два жука и стрекоза как фонарики глаза (пчёлку передавать вокруг себя)

Пожужжали, полетали от усталости упали

(поднять пчёлку вверх, опустить на пол) .

11. Зрительная гимнастика.

«Маленькая пчелка»

12. Знакомство с буквой Ж.

У пчелки есть любимая буква -это буква Ж. Как ты думаешь, на что она похожа?

А ты сможешь узнать букву Ж среди других?

Ж К Х Л Ж С М Х

13. Развитие мелкой моторики.

Пчелка придумала для тебя интересное задание : выкладывание буквы из конструктора.

14. Домашнее задание.

Помоги пчелке добраться до цветочка, когда будешь вести пальчиком по дорожке, то необходимо жужжать вместе с пчелкой.

15. Подведение итогов.

Кто прилетал к нам в гости? Какой звук мы учились произносить? Давай произнесем его еще раз Ж-Ж-Ж.

Сюрпризный момент.

Публикации по теме:

Индивидуальное логопедическое занятие «Постановка звука [Л]» Наталия Васильева Цель. Формировать первоначальные произносительные умения звука [Л]. Задачи. 1. Коррекционно – обучающие: - Уточнить артикуляцию.

Тема: Индивидуальное занятие. Постановка звука «Л» Цели: Коррекционно-образовательные: - формирование правильного произношения звука [Л];.

Конспект логопедического занятия с глухими детьми 4 класс «Осень. Постановка звука [ш]»

Цели: -Постановка звук Ш -Развивать речевой слух. -Развивать речевое дыхание. -Развивать устную речь, обогащать словарь. -Развить логическое.

Вам понадобится

  • зеркальце
  • карандаш
  • бумага
  • картинки или игрушки с изображениями предметов, в названии которых есть звук «ж»
  • сборник пословиц и скороговорок

Инструкция

Научитесь расслаблять язык. Для этого используйте следующее упражнение. Язык положите на нижние зубы. Представьте, что это - блинчик или лепешка. Верхними зубами легонько прикусывайте язык. Сделайте так несколько раз. Дайте полежать спокойно на нижних зубах и повторите упражнение. Выполняйте это упражнение несколько раз в день, пока не научитесь его без напряжения.

Сложите руки «чашечкой». Попробуйте повторить положение рук языком. Лучше, если язык при этом за зубами. Если не получается, попробуйте сначала сделать «чашечку» высунутым языком перед зеркалом.

Научившись делать «чашечку» за зубами, произнесите в такой позе звук «з». Получится «же», но сначала не очень . Повторяйте это упражнение несколько раз в день, пока не начнет получаться свободно.

Начинайте вводить звук «ж» и короткие слова. Сначала выбирайте слова, которые начинаются с этого звука - жук, жаровня, жаркое, жара. Можно нарисовать в центре листа буку Ж, а по бокам столбиками написать гласные. Соедините букву «ж» со всеми гласными и прочитайте получившиеся слоги. Когда у вас начнут получаться слоги, начинающиеся с «ж», усложните задачу. Произносите сначала гласный, потом слог, начинающийся с «ж» - «уже», «ажу» и так далее. Научитесь произносить звук «ж» в середине слова. Если вы учите произносить звук ребенка, подберите картинки - «кружок», «лужок», «рожок».

Поищите скороговорки, основанные на шипящих звуках. Произносите их сначала медленно, но отчетливо, затем - все быстрее и быстрее.

Обратите внимание

Заниматься нужно понемногу, но регулярно. Выделяйте время для упражнений два-три раза в день.

Полезный совет

Если представить язык плоским получается не сразу, используйте зеркальце. Язык должен быть плоским и широким.

Недостатки произношения звуков ребенком необходимо исправлять. Начинать эту работу нужно примерно с 5 лет, чтобы в школу малыш пошел с чистым и четким произношением. Лучше всего для этого обратиться к логопеду. Однако такая возможность есть не всегда. В этом случае можно попробовать решить проблему самостоятельно, в домашних условиях. Для всего цикла занятий с ребенком вам обязательно потребуются два зеркала, для вас и для ребенка, чтобы он и вы могли визуально контролировать выполнение упражнений. Что же нужно сделать, чтобы исправить произношение ребенку? Этот процесс включает в себя 5 этапов. Рассмотрим их подробнее.

Вам понадобится

  • Два зеркала

Инструкция

Подготовительный этап готовит речевой аппарат к правильной артикуляции. Начните с артикуляционной гимнастики. Этих упражнений существует довольно много, и делать их следует обязательно перед зеркалом. «Часики»: приоткрыть рот, губы растянуть в улыбку, кончиком узкого тянуться сначала к одному уголку рта, а потом - другому. «Змейка»: широко открыть рот, узкий язык выдвинуть , как можно сильнее, а потом убрать вглубь рта. «Качели»: открыть рот, языком тянуться попеременно к носу и подбородку. «Маляр»: открыть рот, широким кончиком языка, проводить от верхних резцов до неба. Артикуляционную гимнастику следует делать 3-4 раза в день по 5 минут. После того, как вы сможете выполнять быстро и безошибочно, можно переходить к следующему этапу.

Постановка звука осуществляется разными способами, в зависимости от его артикуляции. Конечная цель этого этапа – изолированное правильное произнесение звука. Для этого нужно объединить отработанные движения и положения органов артикуляции, добавив воздушную струю и голос. Один из способов сделать это – в игре. Предложите ребенку поиграть. Выберите какое-нибудь действие и попросите озвучить его. Например: пошуршать, как , пожужжать, как пчела, и т.д. Второй способ – подражание. Ребенка необходимо фиксировать на движениях и положениях органов артикуляции, используя слуховой и зрительный контроль. Используйте тактильные и вибрационные ощущения. Например, ладонью, поднесенной ко рту, можно ощутить, как при произнесении звука выходит струйка воздуха. А если приложить ладонь к горлу, можно почувствовать, как вибрируют голосовые связки при произнесении звонких звуков. Последний способ постановки звуков – с механической помощью. Он требуется в случае, когда ребенку недостаточно тактильного, вибрационного, зрительного и слухового контроля. В этом случае органам артикуляционного аппарата надо помочь принять нужное положение и выполнить требуемое движение. Для удержания языка в нужном положении можно использовать чайную ложку или палец.

Следующий этап - автоматизация звука. Ее начинают с произнесения прямых (ра, ре, ру) и обратных (ар, ер, ур) слогов. Сначала это делают в медленном режиме, растягивая и пропевая звуки. Постепенно скорость произнесения слогов нужно ускорять, приближая к нормальному темпу речи. Потом отрабатывают слова, у которых в начале, середине или конце содержится нужный звук. За одно занятие отрабатывается 10-15 слов, каждое из них проговаривается несколько раз, выделяя автоматизируемый звук.

Этап дифференциации посвящается различению похожих звуков, чтобы не путать их в речи. Начинать следует со слогов, например – ра - ла, су - шу, потом необходимо перейти к словам - миска – мишка, рожки – ложки. Далее используйте скороговорки - «Шла Саша по шоссе и сосала сушку» и «Карл у Клары украл кораллы».

Введению звука в речь способствует заучивание стихов и составление рассказов. Совместно с ребенком придумайте рассказ. Постарайтесь, чтобы в нем часто звучали корректируемые звуки. Лучше всего будет составлять рассказы по картинкам.

Видео по теме

Полезный совет

Начинать любое занятие, вплоть до самого последнего этапа, следует с артикуляционной гимнастики. А если какой-то этап затягивается больше месяца – следует обратиться к логопеду.

Чтобы правильно произносить звук «ш», языком необходимо выполнять тонкие и сложные движения. Для тренировки правильного направления воздушной струи и движений языка существуют несколько упражнений, которые условно можно разделить на группы. Это упражнения для губ, для языка и для выработки воздушной струи.

Инструкция

Улыбнитесь, обнажив верхние и нижние зубы, и удерживайте это положение в течение . Вытянув губы трубочкой, без участия голоса произносите звук «у». Открыв рот таким образом, чтобы между верхними и нижними зубами получилось расстояние в 10 миллиметров, имитируйте улыбку, поднимайте верхнюю губу и морщите нос, затем опускайте губу на место.

Сохраняя положение «улыбка», расслабленный язык на расслабленную нижнюю губу. Дуйте струей воздуха, образовывая желобок по средней линии . Следующее упражнение состоит в облизывании верхней губы сверху вниз расслабленным . Загибайте языка к носу. Если сделать это не получается, предварительно поупражняйтесь в облизывании верхних зубов справа налево, а затем - самой верхней губы.

Держа губы в положении «улыбка», разомкните верхние и нижние зубы на 10 миллиметров. Кончик языка поместите за верхние зубы. Начинайте произносить звук «с». Получившийся звук должен напоминать шипение выходящего воздуха. Дуйте сквозь сближенные губы. Струю выдыхаемого воздуха контролируйте, поднеся ко рту полоску бумаги или кусочек ваты.

Вытяните губы трубочкой вперед и в течение долгого времени дуйте на шарик, стремясь продвинуть его вперед по проходу, образованному из двух рядов спичек. Улыбнувшись и положив край языка на нижнюю губу, сдувайте ватку на противоположную сторону стола. Следите за тем, чтобы губа не натягивалась на нижние зубы, а щеки не были надуты.

Улыбнитесь, приоткройте рот и положите кончик языка на верхнюю губу. Его края должны быть прижаты, а посередине должен образоваться желобок. Положите на кончик носа ватку и начинайте ее сдувать. Она полетит вверх при условии, если воздух будет идти посередине языка.

Стоя перед зеркалом просуньте язык между губами таким образом, чтобы своими широкими краями он прилегал к углам рта, а посередине него образовывался продольный желобок. Поднеся пузырек или пробирку к середине языка, начинайте в нее дуть. Положение языка будет правильным, если при поднесении пузырька к языку будет слышен шум.

Видео по теме

Русский язык – один из самых красивых и сложных для произношения языков в мире. Обычно ребенок учится правильно произносить все буквы и слоги к 4-5 годам, но если этого не происходит – ничего страшного, значит пришла пора позаниматься с ребенком дома. Если же и это не поможет – можно обращаться к логопеду (врачу, занимающемуся проблемами правильного произношения звуков и слогов), который не только подберет правильную программу развития произношения, но и постарается разобраться в психологической подоплеке нарушения дикции.

Вам понадобится

  • - удобное и комфортное для ребенка место,
  • - яркие карточки с картинками,
  • - зеркало,
  • - магнитофон,
  • - 20 минут времени 2-3 раза в неделю.

Инструкция

Самые большие проблемы ожидают ребенка при произнесении свистящих (ц, з, с), шипящих (ч, ц, ш, щ) и сонорных (р, л) звуков. Часто, пытаясь не раздражать неправильным произнесением сложного звука, ребенок вообще пропускает его в своей речи. Обязательно используйте в ваших упражнениях зеркало – чтобы ребенок , как именно он ставит язык, губы и зубы, и похожи ли его действия на ваши.

Начинать отработку произнесения стоит с самой простой методики – подражания. Вы четко и ясно произносите проблемную букву или звук, демонстрируя, как именно нужно поставить язык относительно зубов, нёба, как должны напрягаться мышцы лица, гортани и губ. Повторите несколько раз, очень медленно и спокойно. Лучше обставить это игрой: вы изображает индейца, пришельца или жеманную принцессу – для максимального комфорта ребенка.

Также можно попытаться увлечь ребенка, попросив повторить звуки, которые издают животные: например, рычать как тигр (р), жужжать как жук (ж), пищать как комар (з), шипеть как змея (ш). Данная методика хороша тем, что тут задействован не только слух, но и зрение и память, что способствует общему развитию.

Если методика подражания не помогла и ребенок, невзирая на корректную постановку , не может произнести букву, приступаем к следующей методике – отработке отдельных элементов звуков или слогов. Главное в этой методике – подготовить органы речи к произношению определенных звуков, и в этом поможет артикуляционная гимнастика и артикуляционные

Ульяна Матвеева
Конспект логопедического занятия «Постановка звука [Ж]»

Логопедическое занятие

Тема занятия : Постановка звука «Ж»

Учитель - логопед : Матвеева Ульяна Александровна

Формы работы : индивидуальная

Цель занятия :

Уточнение артикуляции звука Ж , постановка звука Ж , закрепление в изолированном произношении.

Задачи занятия :

1. Образовательные :

Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звука Ж .

Учить давать чёткую характеристику изучаемому звуку .

2. Коррекционно-развивающие :

Развивать слуховое и зрительное внимание.

Способствовать совершенствованию артикуляционной моторики, речевого дыхания, координации речи с движением.

Совершенствовать навыки звукового анализа .

3. Воспитательные :

Формировать функции контроля и самоконтроля.

Дидактические средства : карточки-буквы, профиль артикуляции звука , предметные картинки.

Структура и содержание занятия

Этапы деятельности на занятии

Этап мотивации - Сегодня к нам пришёл необычный гость. Отгадай загадку и узнаешь, кто это.

Летит, жужжит

Сядет, молчит.

Ребенок отгадывает загадку.

Правильно, жук, посмотри, какой жучок к нам прилетел. Формировать положительное отношение к учебной деятельности. Личностные УУД

Этап актуализации знаний -Жуку захотелось с тобой поиграть.

Выполнение артикуляционной гимнастики.

«Сказка о Веселом язычке»

1. Для губ :

Этот домик – рот.

Двери в домике то открываются, то закрываются. Вот так : рот открыт : «Улыбочка» .

Рот закрыт : «Трубочка»

«Ребята-лягушата»

Тянуть губки прямо к ушкам –

очень нравится лягушкам,

Улыбаются, смеются,

а глаза у них как блюдца.

«Ребята-слонята»

Подражаю я слону,

Губки хоботком тяну.

2. Для языка :

В этом домике, дружок,

живет веселый язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка.

И немножко, шалунишка.

Вот он вышел погулять,

на крылечке загорать (язык лежит на нижней губе)

«Лопата»

Язык лопатой положи, и немного удержи,

Он тихонечко лежит и нисколько не дрожит.

Вот подул легкий ветерок и язычок поежился. (язык «стрелочкой» ,спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть) .

А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д-д-д-д» ).

Язычок не скучал дома, потолок побелил.

«Маляры»

(мы сегодня маляры – потолок побелим мы) .

Язычок посмотрел на часы, они тикали : «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта) «часики» .

“Пора и мне спать”, - подумал Язычок. Выработать правильные, полноценные движения органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков .

Регулятивные УУД

Этап выявления затруднений - А теперь посмотри на эти картинки и отгадай загадку.

(На доске несколько картинок : жук, паук, птица)

Логопед читает загадку :

Я на ветке сижу,

Я на ветке сижу

Букву ж все твержу

Зная твердо букву эту

Я твержу весной и летом.

Кто это жужжит на ветке? Найди картинку.

Ребенок отгадывает загадку, находит картинку отгадку.

Какой первый звук в слове «жук» ? Этот звук напоминает жужжание жука.

Ребенок определяет первый звук в слове и вместе с логопедом формулирует тему занятия : «Постановка звука Ж » .

Сегодня мы будем учиться произносить звук Ж . Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали. Формировать интерес к учебному материалу.

Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности.

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Этап объяснения (добывания) нового знания - А теперь жук хочет узнать, умеешь ли ты жужжать. Давай попробуем.

Постановка звука Ж .

А) по подражанию – от [ш].

Давай произнесем звук ш-ш-ш . А теперь положи руку на мое горло, а я на твое, и произнесем звук ш с голосом . Послушай, как я.

Б) – сделай «Чашечку» , заведи ее за верхние зубки и с голосом подуй на язычок. Губки окошечком, зубки слегка приоткрыты.

В) с помощью зонда.

Молодец! А теперь давай полетаем вместе с жуком. (Летаем и присаживаемся на цветок, в этот момент делаем ударение на последний звук ж-ж-ж-ж )

Давай поиграем. Если услышишь звук Ж – хлопни в ладоши .

Развитие фонематического слуха.

Ж-Н-С-Ш-Д-Щ-Ч-З-Ж-К-Ц Формировать умение на основе анализа делать выводы.

Познавательные УУД

Закрепление во внешней речи Упражнение на развитие координации речи с движением.

У жука есть знакомый ёжик, который любит заниматься спортом.

Ребенок выполняет движения согласно тексту.

Ёж готовится к рекордам,

Будет заниматься спортом.

Ёжик лапки напрягает,

Штангу кверху поднимает.

Держит 1, 2, 3, 4, 5,

Можно штангу опускать.

Ёжик низко приседает,

И по камушкам шагает,

Возвращается обратно.

Расслабление приятно. Формировать умение слушать педагога.

Коммуникативные УУД

Самостоятельная работа с самопроверкой Закрепление положения органов артикуляции.

Произнесем еще раз звук Ж .

В каком положении находятся губы?

В каком положении находятся зубы – сомкнуты или раскрыты?

Где находится кончик языка?

Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки.

Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки.

Что напоминает язычок?

(чашечку) . Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Регулятивные УУД

Рефлексивный. Включение нового в систему знаний. - Пропой «песенку жука» :

произнеси звук ж-ж-ж длительно на одном выдохе. Устанавливать связь между движением артикуляционных мышц и восприятием звука на слух . Познавательные УУД

Развитие фонематического анализа.

А) Игра “Поймай звук” (хлопни в ладоши, когда услышишь звук /ж/ )

Из ряда звуков : М, Ж, В, Р, Ж, Л,Ж….

Из ряда слогов : жа, ва, ло, жо, ду, жу…

Из ряда слов : жаба, стакан, прыжок, лопата, телевизор, жираф ….

Б) Распредели картинки под схемы :

(в начале слова)

(в середине слова)

Предварительно дети характеризуют звук Ж : согласный, твердый, звонкий.

На доске картинки : лыжи, жираф, желуди, пиджак, жилет, пижама, ежи, журнал.

Надо распределить картинки

под схемы : под первой схемой картинки, в названии которых звук Ж в начале слова , под второй схемой – Ж в середине слова.

В) Определение места звука /ж/ в слове по цифровому ряду : 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Логопед произносит слова : ужин, кожа, пожар, сапожки, пружина.

Знакомство с буквой Ж.

Посмотри внимательно. Это буква Ж. Как ты думаешь, на что она похожа?

Из каких элементов она состоит?

Молодец! А ты сможешь узнать букву Ж среди других?

Ж К Х Л Ж С М Х

А сейчас дорисуй букву Ж

Устанавливать связь между звуком и буквой . Познавательные УУД

Итог - Кто прилетал к нам в гости? Какой звук мы учились вместе с ним произносить?

Ребенок говорит, кто прилетал в гости, и какой звук учились произносить .

Давай произнесем его еще раз Ж-Ж-Ж.

С какой буквой познакомились? Покажи мне ее еще раз.

Называет букву, с которой познакомились.

Молодец. Занятие окончено .