Чему учат сказки: русские народные. Урок внеклассного чтения.Чему нас учат сказки Ш

Путешествие проходит в сопровождении красочной презентации. Вначале ребята вспоминают биографию сказочника, потом отвечают на вопросы викторины, а затем путешествуют по станциям. Игру можно проводить на параллели начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Путешествие по сказкам Шарля Перро

Цели занятия:

вспомнить биографию и творчество Шарля Перро;

расширить представления о сказках;

повышать творческий интерес детей;

воспитывать нравственные черты характера.

Оборудование:

презентация;

мультимедийный проектор;

карточки с названиями сказок.

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

Слайд 1.

Как бы мне хотелось

Жить в волшебном доме,

Где хранятся сказки,

Как стихи в альбоме,

Где старушки-стены

Сплетничают ночью

Обо всём, что в сказках

Видели воочию,

Где огонь в камине

Создает уют

И на книжной полке

Чудеса живут,

Где в старинном кресле,

Чуть скрипя пером,

Сочиняет сказки

Друг мой – Шарль Перро

Сегодняшняя наша встреча посвящена замечательному французскому сказочнику Шарлю Перро.

II. Биография Шарля Перро.

Слайд 2.

Так вот, давным-давно, в одной стране (она называется Францией) жили-были пятеро братьев. Они были так похожи друг на друга, что даже писали одинаковым почерком. Старшего брата звали Жан Перро, и он стал адвокатом. Пьер Перро стал главным сборщиком налогов. Клод выучился на врача. Никола Перро стал учёным богословом и математиком. А младший– Шарль Перро – посвятил себя делам государственным. Член французской Академии, физик, анатом, языковед…

Но государственные заслуги Шарля Перро скоро забылись, потому что запомнилось совершенно другое – сказки господина генерального секретаря. И запомнились они так крепко, что спустя много лет люди любят, ценят и снова и снова с удовольствием читают эти сказки.

Слайд 3.

Шарль Перро придумал необыкновенные истории и невероятные приключения, в которых участвовали и добрые феи, и злые ведьмы, и прекрасные принцессы, и простые добродушные девушки. И вот уже многие– многие годы эти героини знакомы людям всего мира. Люди ценят и любят сказки этого доброго и вдохновенного художника. Да и как не любить, как не ценить их, если в них, простых и ясных по сюжету, чувствуется душа великого мастера слова. Его сказки учат ценить подлинную красоту жизни, любить труд, добро, мужество, справедливость.

Слайд 4.

Я думаю, вы тоже с детства знаете и любите сказки Шарля Перро. И сегодня мы ещё раз побываем в волшебном мире его сказок, узнаем, кто из вас является знатоком его сказок. А поможет это сделать сказочная викторина, участниками которой станут команды начальных классов.

III. Творчество Шарля Перро.

Слайд 5.

Давайте вспомним какие сказки написал Шарль Перро:

1. Волшебница (Подарки феи).

2. Золушка.

3. Кот в сапогах.

4. Красная шапочка.

5. Мальчик-с-пальчик.

6. Ослиная шкура.

7. Пряничный домик.

8. Синяя борода.

9. Спящая красавица.

10. Хохлик (Рике с хохолком).

IV. Путешествие по сказкам.

РАЗМИНКА

Слайд 6.

В игре участвуют 6 команд. Каждый игрок команды (кроме капитана) отвечает на вопрос по сказке. Если ответил правильно – 2 балла. Если помогла команда 1 балл.

Слайд 7.

Сказка “Красная Шапочка”

Что собирала по пути к бабушке Красная Шапочка? (цветы)

Что лежало у нее в корзинке? (пирожок и горшочек с маслом)

Где стоял дом бабушки Красной Шапочки? (за лесом, за мельницей)

Кто покушался на жизнь бабушки? (волк)

Кто спас бабушку и Красную Шапочку? (дровосеки)

Сколько вопросов задавала Красная Шапочка переодетому волку? (4)

Слайд 8.

Сказка “Золушка”

Из какого материала сделана туфелька Золушки? (из хрусталя)

В кого превратилась крыса в сказке “Золушка”? (в кучера)

За что Золушку прозвали Золушкой? (сидела в углу на ящике с золой)

На чём золушка отправилась во дворец на бал? (на карете)

Сколько мышей понадобилось для кареты? (5)

Во что превратилось старое платье Золушки? (в бальное платье)

Слайд 9.

Сказка “Кот в сапогах”

1.Какое наследство оставил мельник своим сыновьям? (мельницу, осла, кота)

2. Как называл своего хозяина кот в сапогах? (Маркиз де Карабас)

3. Какой первый подарок принес кот в дар королю от имени своего хозяина? (кролика)

4. Сколько раз людоед совершал свои превращения? (2)

5. Кому на самом деле принадлежали луга, поля, мельница, сад? (людоеду)

6. Каким образом кот съел великана-людоеда? (попросил его превратиться в мышку)

Слайд 10.

Сказка “Спящая красавица”

Что предсказала старая фея принцессе? (смерть от веретена)

Что сделала фея, чтобы через 100 лет принцесса не чувствовала себя одинокой? (фея усыпила всех во дворце, но кроме короля и королевы)

Сколько лет было принцессе, когда она уснула? (16)

Кто проснулся сразу после принцессы? (собачка Пуфф)

Почему замок казался неприступным? (вокруг вырос густой лес)

Какой указ издал король для своих подданных?(запретить под страхом смертной казни прясть и хранить в доме веретена и прялки)

Слайд 11.

Сказка “Мальчик-с-пальчик”

Почему родители Мальчика-с пальчика решили избавиться от детей? (случился страшный голод, их нечем было кормить)

Сколько детей было у дровосека? (7)

Как дети сумели вернуться домой в первый paз? (они нашли дорогу по камешкам, которые бросал на дорогу мальчик-с-пальчик)

При помощи чего Мальчик с пальчик хотел вывести своих братьев во второй раз? (при помощи крошек хлеба)

На чей дом набрели Мальчик с пальчик и его братья? (дом Людоеда)

Что Мальчик-с-пальчик забрал у Людоеда? (сапоги скороходы, мешок с золотом)

Слайд 12.

Конкурс капитанов: сказка “Подарки феи” (Если капитан отвечает на вопрос, то приносит команде 1 балл, если не знает ответ, то отвечает капитан другой команды и зарабатывает ей 1 балл)

Чем отличалась младшая сестра от старшей? (она была добрая и красивая)

Куда должна была ходить младшая сестра 2 раза в день? (к источнику за водой)

Кого встретила добрая девушка? (фею)

Что сыпалось из уст младшей дочери, когда та начинала говорить? (цветок или драгоценный камень)

Что сыпалось из уст старшей дочери? (змея или жаба)

Кто встретил в чаще прекрасную девушку? (молодой принц)

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТАНЦИЯМ

Слайд 13 .

(Команды после прочтения задания поднимают карточку с нужной сказкой. Если правильно, получают 1 балл. Последняя команда получает 0,5 баллов.)

Слайд 14, 15, 16, 17

Станция Угадайка.

1.Знайте, этого плутишку

Никому не обхитрить:

Людоеда, словно мышку,

Умудрился проглотить.

(Кот в сапогах)

2.Эта сказка не нова,

В ней принцесса всё спала,

Феи злобной то вина

И укол веретена.

(Спящая красавица)

3.Жизнь красотой его не наделила,

Зато умом сверх меры наградила.

Ум и помог ему счастливым стать.

Кто может его имя отгадать?

(Рике с хохолком)

4.Всех жен его постигла злая участь –

Лишил он жизни их…

Какой злодей! Кто ж он?

Назовите имя скорей!

(Синяя борода)

Слайд 18, 19, 20, 21, 22.

Бюро находок. Из каких сказок потеряны предметы?

Золушка

Спящая красавица

Мальчик-с-пальчик

Подарки феи

Кот в сапогах

Слайд 23.

Наборщик

Жемчуг, розы, колодец, вежливость, грубость, жабы, лягушки (Подарки феи)

Глупая красавица, умный принц, фея, портрет (Рике с хохолком)

Колечко, сундук, шкура, король, пирог, осёл (Ослиная шкура)

Братья, лес, людоед, белые камешки, золотые веночки (Мальчик-с пальчик)

Слайд 24, 25, 26.

Станция Музыкальная

Песенка Красной Шапочки из кинофильма “Красная Шапочка”.

Сергей Прокофьев Вальс из балета “Золушка”.

П.И. Чайковский музыка к балету “Спящая красавица”.

Слайд 27.

V. Подведение итогов. Награждение.


Класс: 2

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с биографией и творчеством Шарля Перро.
  • Расширить представление о волшебной сказке.
  • Восстановить вместе с детьми ход сказки.
  • Повышать творческий интерес детей.
  • Воспитывать нравственные черты характера.
  • Сохранить особый сказочный настрой.

ХОД УРОКА

I. Самоопределение учебной деятельности

– Ребята сегодня у нас с вами необычный урок. Сегодня мы совершим путешествие в волшебный мир сказок Шарля Перро. У нас на уроке присутствуют гости. И в течение урока гости ещё будут приходить к нам. Итак, путешествие начинается…
Франция времён короля Людовика XIV. Посмотрите, какая история произошла однажды с двумя мальчиками такими же, как вы.

Просмотр отрывка из документального фильма «Шарль Перро».

– Как вы думаете, вернуться мальчики в школу?
– Как звали мальчиков, и что ожидало их в жизни, мы узнаем сегодня на уроке.

II. Актуализация знаний

– Ребята, мне показалось, что кто то стучит в дверь. Кто бы это мог быть?

Входит мальчик в костюме Шарля Перро. Шарль Перро рассказывает свою биографию в сопровождении презентации.

– Давным-давно (триста лет тому назад) в одной стране (она называется Франция) родился я – Шарль Перро. Я родился 12 января 1628 года. в семье адвоката. Франция – одно из крупнейших государств Западной Европы. Столица этой страны – Париж. Я не был дворянином, но отец, стремился дать всем своим сыновьям (их у него было четверо) хорошее образование.
О том, что надо учиться, я слышал с детства от отца, который был адвокатом парижского парламента. Он говорил: «Для службы необходимо учение. Ибо учение – величайшее благо человека». Да и мать моя была очень образованной женщиной. Она сама учила детей читать и писать. С 8 лет я обучался в университетском колледже Бова. Отец ежедневно проверял мои уроки. Только дома с отцом я мог спорить и отстаивать свою точку зрения. В школе надо было только зубрить и повторять за учителем. Моя школьная биография – биография типичного отличника. За время обучения ни я, ни мои братья, ни разу не были биты розгами – случай по тем временам исключительный.
И, те не менее, колледж я бросил и обучался самостоятельно.
В течение трёх лет я брал частные уроки права и получил диплом юриста. В 23 года начал карьеру адвоката.
Но вот наступил 1696 год, мне уже 65, и в журнале "Галантный Меркурий" без подписи появилась сказка "Спящая красавица". А на следующий год в Париже вышла книжка "Сказки матушки Гусыни". Книга была небольшая, с простенькими картинками. И вдруг – невероятный успех.
Как настоящий сказочник, я сделал свои сказки ужасно современными. Хотите узнать, какая мода была в 1697 году – прочтите "Золушку": сестры, собираясь на бал, одеваются по самой последней моде. А дворец, в котором заснула Спящая красавица по описанию – точь-в-точь Версаль!
На русском языке мои сказки впервые вышли в Москве в 1768 году. И сейчас нет в нашей стране человека, который не слышал бы о Красной Шапочке или о Спящей красавице.

Учитель. Мог ли думать прославленный в свое время поэт, академик, что его имя обессмертят не длинные поэмы, торжественные оды и ученые трактаты, а тоненькая книжка сказок. Все забудется, а она останется жить в веках. Потому что ее персонажи стали друзьями всех детей, – любимые герои замечательных сказок Шарля Перро.
Так как же звали мальчика, сбежавшего однажды с урока?

III. Открытие детьми нового знания

– Сегодня мы побываем в гостях у сказки. Отгадайте, какой?

Скорей бы приблизился вечер
И час долгожданный настал,
Что б мне в золочёной карете
Поехать скорее на бал. (Золушка)

– Вы слышите музыку? Наверное это Золушка спешит к нам… (входит Золушка и поёт песню, «Хоть поверьте, хоть проверьте…»)


Но вчера приснилось мне,
Будто принц за мной примчался,
На серебряном коне.
И встречали нас танцоры,
Барабанщик и трубач,
Сорок восемь дирижеров,
И один седой скрипач.

Хоть поверьте, хоть проверьте,
Это был чудесный бал,
И художник на манжете,
Мой портрет нарисовал.
И сказал мудрец известный,
Что меня милее нет.
Композитор пел мне песни,
И стихи читал поэт.

Хоть поверьте, хоть проверьте,
Так плясала я кадриль,
Что тринадцать кавалеров,
Отдышаться не могли.
И оркестр был в ударе,
И смеялся весь народ,
Потому что на рояле,
Сам король играл гавот.

Хоть поверьте, хоть проверьте,
Я вертелась как волчок,
И поэтому, наверно,
Потеряла башмачок.
А когда мой сон растаял,
Как ночные облака,
На окне моем стояли,
Два хрустальных башмачка.

– Здравствуй, Золушка, мы приглашаем тебя на урок.

IV.Повторение изученного о жанре сказки

– На уроках чтения мы прочитали много сказок и пришли к выводу, что все сказки можно поделить на 3 группы. Какие?

Сказки.

бытовые волшебные о животных

– К какой группе отнесём сказку «Золушка»?
– Все сказки Ш.Перро – волшебные. Итак, путешествие в волшебный мир сказки начинается.

Чтение учителем начала сказки.

– Какие герои встретились нам в начале сказки? (Отец Золушки, Золушка, мачеха и её дочери).
– Добрые или злые эти герои? Докажите словами из текста.

V. Словарно-лексическая работа

– Что означает слово «мачеха»? (Работа со словарём)
– Почему добрую красивую девушку называли странным именем «Золушка»? Что означает слово «зола»? (Работа со словарём) Какое слово в русском языке содержит ещё частичку «зол»? Золото.

ЭВРИКА! Мы сделали открытие! Золушку называли золушкой за её ЗОЛОТОЕ сердце! Какая пословица подходит Золушке?

  • Грязное к чистому не пристаёт.
  • Все любят добро, да не всех любит оно.
  • Не суди по силе рук, а суди по силе сердца.

VI. Первичное закрепление

– Какое событие произошло однажды в королевстве?
– Кто был приглашен на бал?
– Почему мачеха и её дочери тоже были приглашены?
– Обрадовалась ли золушка такому известию?
– Почему? Почему Золушка не могла поехать на бал?
– И всё же побывала золушка на балу?
– Кто помог ёй в этом?
– Какие чудеса совершала фея? Подтвердите словами из текста.
– Какой наказ дала фея Золушке?
– И вот золушка на балу! А как вы представляете себе бал? (Работа со словарём)
– Давайте устроим бал в нашем классе. (На доске вывешиваются нарисованные заранее Золушки в бальных платьях)
– Какое впечатление произвела Золушка на окружающих? (Чтение отрывка из текста)
– Почему Золушка забыла про наказ крёстной?

Просмотр отрывка из мультфильма «Золушка».

– Что произошло с Золушкой после 12 часов?
– Как принц искал золушку? На какую хитрость пошли сёстры Золушки?
– Как закончилась сказка?

VII. Обсуждение проблемы

– Чему учит нас сказка «Золушка»? Какой вывод можно сделать?

ДОБРО ВСЕГДА ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО!

– В сказках Перро всегда побеждает добро. Да разве только в сказках? Ведь если вы внимательно читали сказку, то волшебного в неё только фея. А всё остальное взаправду.
Сказки Перро учат нас самому главному волшебству – жизни на земле. Ребята у вас на столах лежат кроссворды по сказке «Золушка». Давайте разгадаем их.

VIII.Самостоятельная работа

Разгадывание кроссворда.

IX. Итог занятия

– Золушка пришла к нам не с пустыми руками. Она пришла к нам с волшебным сундучком, что же в нём?

Золушка:

Как бы мне хотелось
Жить в волшебном доме,
Где хранятся сказки,
Как стихи в альбоме.
Где старушки-стены
Сплетничают ночью
Обо всем, что в сказках
Видели воочию.
Где огонь свечи
Создает уют
И на книжной полке
Чудеса живут.
Где в старинном кресле,
Чуть скрипя пером
Сочиняет сказки
Друг мой – Шарль Перро.

– В моём сундучке сказки Шарля Перро. Я хочу, что бы вы читали их на уроках внеклассного чтения.

– Наш урок подошёл к концу. И в заключении давайте ещё раз совершим путешествие по волшебным страницам сказки «Золушка».

Просмотр музыкального клипа по сказке «Золушка».

X. Рефлексия

На доске расположены кружки трёх цветов (по количеству учащихся).

– Кому понравился сегодняшний урок – возьмите красный кружок.
– Кому понравился не очень – зелёный.
– Кому совсем не понравился – чёрный.

Урок литературного чтения во 2 классе

Тема: «Волшебные сказки Шарля Перро»

Цель: продолжить работу над сказкой Ш.Перро «Кот в сапогах»;
работать на формированием навыков осознанного, выразительного чтения;
развивать речь и творческие способности учащихся;
воспитывать любовь к чтению.
Оборудование: учебник «Родная речь» Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий,
2 класс, ч.2., портрет, выставка книг Ш.Перро, ноутбук, мультимедийный проектор.

УУД:
Предметные
формирование умения отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного.
Личностные
эмоциональное восприятие художественного произведения и поступков литературных героев;
формирования умения работать в группе, договариваться о совместном выполнении заданий;
способность к самооценке своей работы на основе совместного обсуждения.
Метапредметные:
понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
развивать речевые умений при работе с текстом, развитие умений делать выводы, выделять главное и обосновывать свою точку зрения,
развивать наблюдательность, воображение.
Тип урока: второй урок в системе уроков, закрепление знаний.

Ход урока:
1.Актуализация знаний.
Эмоциональный настрой. Звучит «Песенка друзей» (слова С.Михалкова, музыка М.Старокадомского)
-Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие в сказку. Конечно, мы поедем не одни. Посмотрите на доску
(на доске вывешены картинки с изображением животных: кот, чиж, собака, петух, обезьяна, попугай)
-В дальнем путешествии нам необходим проводник. Отгадайте, кто он:
Этот зверь живет лишь дома.
С этим зверем все знакомы!
У него усы, как спицы,
Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится,
Потому что это... (кот)

2. Работа над жанром сказки и её видом.
Кто написал сказку? (Шарль Перро)
-Как называется сказка, которая написана писателем? (литературная, авторская)
-К какому виду относится сказка «Кот в сапогах»? (волшебная сказка)
-Докажите свое мнение (в сказке есть волшебство, превращения)
(слайд 1)
3. Проверка домашнего задания и работа по теме урока.
-Дома вы должны были прочитать сказку выразительно, разделить её на части, озаглавить части.
Наша задача к концу урока подготовиться к краткому пересказу сказки «Кот в сапогах»
Поэтому нам предстоит много работать с текстом, выбирать главные моменты сказки, читать выборочно, соотносить текст с иллюстрациями. Будьте внимательными. Вы готовы? Тогда начинаем.
Комбинированная работа. Выборочное чтение и беседа по содержанию сказки.
-Откройте учебник. Приготовьте свои планы. Сколько частей в сказке?(6)
1 часть
-Прочитайте, как поделили сыновья наследство отца.
-Справедливо ли проступили старшие братья с младшим?
Озаглавьте 1 часть. Обсуждение вариантов заголовка. (Жалкая доля наследства)
2 часть.
-Какими качествами обладал кот? Прочитайте.
-Что он делал в заповедном лесу?
-Для чего ему нужны были кролики?
-Что делал кот у короля? Прочитайте.
Озаглавьте 2 часть. (Кот в сапогах охотится и делает подарки королю)
3 часть
-На какую хитрость решился кот, чтобы представить королю маркиза де Карабаса? Прочитайте.
Озаглавьте 3 часть. (Знакомство маркиза де Карабаса с королем)
4 часть
Рассмотрите иллюстрацию. Подберите отрывок из текста, подходящий к иллюстрации учебника.
-Кого ещё встретил кот в сапогах на своем пути?
Озаглавьте 4 часть. (Богатые владения маркиза)
5 часть
-Как кот перехитрил людоеда? Прочитайте.
Озаглавьте 5 часть (Кот перехитрил людоеда)
6 часть
-Понравился ли замок королю и принцессе?
-Чем закончилась сказка?
-Как был вознагражден кот? Прочитайте.
Озаглавьте 6 часть. (Вознаграждение за находчивость)
(слайд 3)
4. Характеристика героев сказки.
-Благодаря каким качествам кота сын мельника стал зятем короля?
-Если бы у младшего брата не было кота, смог бы он жениться на принцессе?
(На доске карточки со словами: уныние, доброта, ум, скромность, трудолюбие, смекалка, терпение, находчивость)
(слайд 4)

-Объясните лексическое значение слов, можно воспользоваться толковым словарем.
«уныние»
(Уныние (по Ожегову) - безнадежная печаль, гнетущая скука)
«находчивый»
(Находчивый (литерат.) – сообразительный, легко находящий выход из трудного положения)
«смекалка»
(Смекалка (разговорн.) – сообразительность, способность быстро догадываться о чем-нибудь)
-Составим синквейн. Работа в группах. Один ученик презентует синквейн группы.

Кот
Находчивый, сообразительный, умный
Ловит, дарит, знакомит
Кот помог хозяину жениться на принцессе.
Хитрец.

Младший брат
Добрый, унылый, глупый
Унывает, бездействует, слушается
Хозяин выполняет приказы кота в сапогах.
Везунчик.

Чему учит сказка?
(Унывать нельзя ни при каких обстоятельствах, из любой ситуации есть выход)
-Сравните кота их французской сказки и кота из русской сказки «Кот и лиса» (и в русской сказке и в сказке Ш.Перро вознаграждается смекалка и находчивость)
5. Краткий пересказ сказки.

Физкультминутка для глаз.

6. Викторина по сказкам Шарля Перро
(дети заранее читают сказки «Мальчик с пальчик», «Красная Шапочка», «Подарки феи», «Золушка», «Синяя борода», «Ослиная шкура», «Рике-хохолок», «Спящая красавица»)

Ребята, сейчас мы проведем викторину по сказкам Ш.Перро. Будьте внимательны. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон. В конце урока мы выявим лучшего знатока сказок Перро.
1 тур
Дети читают отрывки из сказок, отгадывают название сказки.
(слайд 4,5)
«Два раза в день бедняжка должна была ходить по воду, за три версты от дому, и приносить оттуда большой тяжелый кувшин, полный доверху. Однажды, в самое то время, как она была у колодца, к ней подошла нищая и попросила дать ей напиться. "Изволь, голубушка", - отвечала красавица, выполоскала кувшин, зачерпнула воды на самом чистом месте источника и подала ей, а сама поддерживала кувшин рукою, чтоб старушке ловчее было пить» (сказка «Подарки феи»)

(слайд 6, 7)
«С первого дня мачеха возненавидела свою падчерицу. Она заставляла ее делать всю работу по дому и не давала ни минуты покоя. То и дело слышалось:
– А ну, пошевеливайся, лентяйка, принеси-ка воды!
– Давай, бездельница, подмети пол!
– Ну, чего ждешь, грязнуля, подкинь дров в камин!
От грязной работы девочка и в самом деле всегда была выпачкана в золе и пыли» (сказка «Золушка»)
(слайд 8,9)
«Долго брели они по скрипучему снегу в сторону, где виднелся огонек.
И вот промерзшие до костей ребята вышли к большому каменному дому. В одном из окон горел свет. Мальчик храбро постучал в тяжелую, дубовую дверь.
– Кто там? – спросил женский голос.
– Это сыновья дровосека. Мы замерзли и проголодались. Впустите нас, пожалуйста.
Дверь со скрипом открылась; на пороге появилась добродушная, но испуганная женщина." (Мальчик - с - пальчик")
(слайд 10-11)
«Жила-была одна девочка, которая почему-то очень не любила ходить прямым и коротким путем. Всегда она выбирала самую длинную и извилистую дорогу. А уж если мать посылала ее куда-нибудь с поручением, то ждать ее приходилась очень долго. Девочка часами могла бродить по окрестным лугам и лесам, собирать цветы и ягоды и напевать песенки. А еще она любила заговаривать с каждым, кто встречался ей на пути, даже совсем с незнакомыми. И часто случалось, что домой она возвращалась, лишь когда уже вечерело.» (сказка «Красная Шапочка»)

2 тур
Отгадай филворд:

(слайд 12)
1. Предмет, под которым спрятала мальчиков жена людоеда (кровать)
2. Что собирала Красная шапочка, идя по дороге к бабушке? (цветы)
3. Кем был по профессии отец Мальчика – с – пальчик? (дровосек)
5. Из чего была сделана туфелька Золушки? (хрусталь)
6. Что увидела у себя под ногами принцесса из сказки «Рике-хохолок» (кухня)

3 тур
«Приглядитесь внимательно!»

(слайд 13)
- На слайде иллюстрации к сказкам Шарля Перро.
Определите, к какой сказке сделана иллюстрация. Вспомните и перескажите эпизод, к которому она подходит.

4 тур
«Подумай - ответишь»

-Выскажите свое мнение. Отвечая на вопросы, начинайте свой ответ со слов:
Мне кажется…
Я считаю…
- В каких сказках герою помогали находчивость и смекалка? («Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик»)
-В каких сказках награда приходит за трудолюбие и доброту? («Золушка», Дары волшебницы», «Ослиная шкура»)
-Какая сказка вам кажется самой
интересной;
страшной;
веселой;
печальной;
поучительной?
7. Подведение итогов викторины. Награждение победителей. Оценивание учащихся.
8. Рефлексия.
-Чему учат сказки Шарля Перро?
-Чем они похожи на русские народные сказки?
- Какие человеческие качества вознаграждаются в сказках?
Читайте сказки Шарля Перро и вам откроется волшебный мир.
9. Домашнее задание.
Читать сказку, уметь кратко пересказывать её.

12 января 1628 года родился выдающийся писатель-сказочник Шарль Перро, который также являлся поэтом и критиком эпохи классицизма. Современные дети и их родители знакомы в основном с его произведениями из серии «Сказок матушки Гусыни».

Не одно поколение детей выросло на удивительных произведениях знаменитого Шарля Перро . Все мы их очень любим и время от времени перечитываем, а также и пересматриваем любимые сказки: Золушка, Кот в сапогах, Красная Шапочка, Мальчик-с-пальчик, Рике-Хохолок, Спящая красавица и др.

На русский язык сказки впервые были переведены в 1768 году.

Произведения писателя для детей наполнены добром, поучительными историями и, конечно же, хэппи-эндами. Они очень гармоничны и красивы. Зло всегда проигрывает, а добро торжествует - это очень важно для правильного воспитания детей и привития им доброжелательного отношения к миру.

Будущий писатель родился в семье судьи Парижского парламента и был самым младшим из 6 детей.

Писательский талант у молодого Шарля проявился не сразу. Перед этим он учился в университетском колледже, но бросил учебу, так и не закончив ее. Позже работал какое-то время адвокатом. Также был клерком у старшего брата Клода Перро в его архитектурном бюро.

В скорее он стал литератором при дворе, но позже попал в немилость и потерял занимаемое место секретаря.

Тема урока: «Сказки Шарля Перро»

Цель урока : Познакомить с биографией и творчеством Ш. Перро. Учить находить главную мысль сказки, развивать память, мышление, умение правильно ставить вопрос к тексту. Воспитывать сочувствие и уважение к труду.

Оборудование : Выставка книг, портрет писателя с биографией, ИКТ (презентация), музыкальное сопровождение (диск).

Ход урока:

Орг. момент.

Поставка цели урока .

«Что за прелесть эти сказки!»

Сегодня ребята мы совершаем удивительное путешествие в мир сказок. Когда вы были совсем еще маленькими, мамы и бабушки укладывали вас спать, рассказывали вам сказки. И в далеком прошлом, когда были маленькими ваши дедушки и бабушки, им тоже взрослые рассказывали сказки.

Сказки появились очень давно. Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевал сказку, передавая ее слушателям.

Слушатели пересказывали ее, добавляя, что - свое. И если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась из уст в уста. Ведь « Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!..». Сказка ложь оказывается самой – пер самой правдой: она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов.

И так можно сделать вывод.

Что же такое сказка?

(ответы детей)

Общий вывод : Сказка – это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории.

Вывод вывешивается на доске.

А ведь сказки бывают разные.

Вы ребята знаете, какие бывают сказки?

(Сказки о животных, волшебные сказки, социально бытовые)

Кто является главным персонажем сказок о животных?

(Животные, иногда им противостоит человек, но чаще всего животные являются добрыми помощниками главного героя.)

А какие сказки о животных вы знаете?

(«Теремок», Волк и семеро козлят», «Три поросенка» и т.д.) показ картинок из сказок на интерактивной доске.

А какие сказки называются волшебными?

Сказки, в которых происходят различные невероятные превращения. Где речь идет об удивительных приключениях и обязательно они связаны с волшебством. Герои этих сказок: летают на коврах самолетах, бегают по земле в сапогах – скороходах, пользуются шапкой невидимкой, едят со скатерти – самобранке

А какие волшебные сказки вы знаете?

(«Золушка», «Царевна лягушка», «Кот в сапогах» и т.д.) показ картинок из сказок на интерактивной доске.

И, наконец, какие же сказки являются социально – бытовые?

(Это сказки главные персонажи, которых одерживают победу не с помощью волшебства, а благодаря своему уму, смекалке, смелости и хитрости).

Какие социально – бытовые сказки вы знаете?

(«Каша из топора, «Иванушка – дурачок», «О папе и его работнике Балде) показ картинок из сказок на интерактивной доске.

Не редко сказки (особенно волшебные) начинаются с присказки. Назначение присказки – подготовить слушателей к восприятию сказки, настроить его на соответствующий лад, о чем далее будет говориться в сказке. Присказка может заканчивать сказку. И в этом случае назначение присказки - дать понять слушателю, что сказка закончена.

А какие присказки знаете вы?

(« Это только присказка, сказка впереди», «Сказка вся, более сказать нельзя», « Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец» и т.д.) показ на интерактивной доске. Традиционно элементом сказки является зачин (начало). По, которому мы сразу понимаем, что перед нами сказка. Зачин, как и присказка, кладет четкую грань между нашей обыденной речью и сказочным повествованием. Вместе с тем в зачине определяются герои сказок, место и время действия.

А какой зачин знаете вы ребята?

(« Жили – были…», «В некотором царстве, в некотором государстве»… и т.д.) показ на интерактивной доске.

Ребята вы знаете, что есть еще такие сказки, которые называются докучными, они произошли от слова «докучать»: слушатели докучали сказочника, а сказочник слушателей. И поэтому появились такие короткие сказки.

Вот послушайте одну из них «Жил - был царь, у царя был двор. И вот мы настраиваемся на сказку, как она ужу заканчивается: «Во дворе был кол, на колу мочало, не начать ли нам сказку с начала?»

Сказки также подразделяются на народные и авторские.

Как вы думаете, какие сказки называются народными сказками?

(Сказки, которые, сочинял народ и, которые передавались из уст в уста.)

Вот и сегодня мы с вами познакомимся с одним из писателей сказочников Шарлем Перро.

Рассказ учителя

Давным - давно правил во Франции король Людовик IV, которого, за любовь к утонченному, блистательному, изящному прозвали королем – Солнца. В его прекрасный замок допускались только благородные особы. Здесь признавали только высокое искусство.

А сказки в те времена жили только среди простого народа. Они помогали снять усталость после тяжелого трудового дня, дарили надежду на лучшие времена. Придворные же короля - Солнца считали сказки низменным чтением, не достойным знати.

В одной такой знаменитой семье было 5 братьев. Все они получили хорошее образование: занимались наукой, искусством. А младший Шарль – достиг самых больших высот: стал генеральным секретарем королевских построек, членом Французской академии, языковедом, придворным поэтом.

Но так случилось, что эта важная птица, был с детства очарован народными сказками. И таким сильным было его увлечение, что … он сам занялся сочинением сказок. Когда их стало много, Шарлю захотелось издать их. Но как это сделать, чтобы не испортить репутацию?

Шарль Перро подписался именем брата. Но когда обман раскрылся, как не странно, придворная знать не стала насмехаться на новоявленным сказочником, а, наоборот, осыпала его почестями. Книги со сказками Перро зачитывались придворными дамами до дыр.

Потом Шарль Перро выпустил новое издание сказок, который дошел нас под названием «Сказки матушки Гусыни».

В России сказки Шарля Перро перевели такие мастера, как Василий Жуковский, Иван Тургеньев. Они сразу завоевали любовь взрослых и детей.

Прошло более 200 лет, все государственные заслуги Шарля Перро давно забыты. А вот сказки его будут долго жить среди нас.

А какие сказки Шарля Перро знаете вы ребята?

(«Красная Шапочка», «Золушка», Спящая красавица»… и т.д.)

Сейчас я проверю, как вы знаете сказки Шарля Перро.

Отгадайте загадки .

Мы из сказки, ты нас знаешь…

Если вспомнишь – отгадаешь!

А не вспомнишь – так, что ж?

Сказку заново прочтешь!

Она красива и добра,

Имя ее от слова «зола»?

Спит юная дева уж сотню лет,

Спасателя принца все нет и нет.

(Спящая красавица)

Охотнику нужна двустволка,

Чтоб девочку спасти от волка…

(Красная Шапочка)

Знайте, этого плутишку ни кому не обхитрить

Людоеда, словно мышку, умудрился проглотить.

(Кот в сапогах)

4.Физ. минутка.

5.Знакомство со сказкой Шарля Перро «Рике с хохолком »

Открыли учебник. Сейчас мы с вами прочитаем сказку Ш. Перро «Рике с хохолком».

(Чтение сказки)

6. Словарная работа

Сложные слова по ходу чтения сказки, выводятся на интерактивной доске. Проводится разбор слов.

7. Подведение итога урока.

Что нового вы узнали на уроке?

С каким сказочником вы познакомились?

Чему учат нас сказки Шарля Перро