Сообщение на тему кому нужна вода. Зачем нужна вода план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Мы живем в прекрасном мире. Это - окружающие нас растения, животные, люди, звезды, планеты, воздух, вода. На нашей планете существует целое водное царство.

С каждым годом на нашей Земле мелеют реки, заводы выливают в водоемы промышленные отходы, садоводы и дачники сваливают мусор в озера и пруды. Человеку и всему живому нужна вода.

Чистой воды становится меньше. Как ей помочь? Прежде чем искать способы помощи, надо узнать, как устроен мир воды. Поэтому мы решили составить книгу - познавайку «Удивительный мир волшебницы Воды». В этой книге мы вместе найдем ответы на многие вопросы о воде.

Цель нашей работы: узнать, почему и зачем нужно беречь воду?

В ходе исследования мы ставили перед собой задачи:

  1. Найти материал, что такое вода.
  2. Выяснить, какую пользу приносит вода природе.
  3. Выяснить, зачем нужна человеку вода.
  4. Выяснить, как путешествует вода в природе.
  5. Выяснить, какими свойствами обладает вода.
  6. Выяснить, к чему приводит загрязнение воды.
  7. Составить книжку - познавайку о воде.
  8. Познакомить своих одноклассников с собранным нами материалом.

Объект исследования: вода.

Предмет исследования: значение воды в природе и жизни человека.

Методы нашего исследования: наблюдение, сбор информации и её анализ.

Что такое Вода?

Волшебница Вода - красота всей природы. Вода живая, она бежит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и движение всему ее окружающему. Если бы мы с вами взглянули на Землю из Космоса, то увидели бы, что большая часть нашей планеты покрыта водой. Вода - в морях, океанах, реках, озерах. На высоких горах, в Арктике и Антарктиде вода находится в виде снега и льда. Много воды в атмосфере: это облака, туман, дождь, пар, снег.

Что такое морская вода?

Если вы когда-нибудь плавали в море и пробовали на вкус морскую воду, вы уже знаете, что она соленая. Большая часть соли происходит из горных пород на суше. Когда скалы разрушаются ветром и дождем, соль, которая в них содержится, вымывается реками в море. Она скапливается и делает воду соленой.

Роль воды в природе

  1. От воды зависит погода на Земле. Вода испаряется с поверхности океанов и превращается в водяной пар, из которого образуются облака. Ветер переносит облака на сушу.
  2. Вода поступает в почву с дождиком или при таянии снега. Вода просачивается вглубь и образует полезное ископаемое - подземные воды.
  3. Вода нужна растениям для воздушного питания. Испаряя воду листьями, растения защищаются от перегревания.
  4. Вода нужна животным для нормальной жизни. Для водных животных вода - среда обитания.

Вода у нас дома.

Вода - добрый друг и помощник человека.

Она - удобная дорога: по морям и океанам плавают корабли.

Она побеждает засуху, повышает урожай полей и садов. Вода послушно вращает турбины на электростанциях. Вода минеральных источников используется не только как лечебное средство, но и для тепла.

Дома мы постоянно используем воду.

Откуда берется пресная вода? Круговорот воды в природе

Пресная вода появляется благодаря круговороту воды в природе. Земля нагревается. Это вызывает превращение воды в водяной пар. Водяной пар смешивается с воздухом. Так происходит испарение воды.

Вместе с более легким теплым воздухом пар поднимается высоко в небо. Там остывает и превращается в капельки воды. Мельчайшие капельки превращаются в облака. Капельки постепенно растут и становятся такими тяжелыми, что не могут удерживаться наверху воздушными течениями. Они падают на землю в виде дождя. Вода стекает обратно в водоемы, а потом снова испаряется. Так происходит круговорот воды в природе.

Свойства воды

  1. «Животворное свойство воды».
  2. «Вода способна смачивать и очищать предметы».
  3. «Вода не имеет вкуса и запаха».
  4. «Вода течет, разливается».
  5. «Есть ли форма у воды?»
  6. «Есть ли цвет у воды».
  7. «Вода прозрачная».
  8. «В воде растворяются некоторые вещества».
  9. «Вода замерзает».
  10. «Вода испаряется»

Состояния воды

Как и другие вещества, вода состоит из мельчайших частиц - молекул. В разных состояниях (твердое, жидкое, газообразное) расположение молекул в воде бывает различным. Это зависит от температуры окружающей среды. Представим, что молекулы - маленькие человечки. Эти человечки ведут себя по-разному - все зависит от состояния воды.

Заключение

Мы с вами совершили небольшое путешествие в удивительный мир волшебницы Воды. Узнали много нового и интересного, необычного о Воде, провели опыты, получили ответы на интересующие нас вопросы, отгадали загадки. Как же огромен и прекрасен мир волшебницы Воды. Так давайте же беречь и охранять Воду, ведь вода - это часть природы, часть окружающего мира, а окружающий мир важен для каждого из нас и каждый из нас важен для окружающего мира.

Совместная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Зачем нужна вода».

Цель:

  1. Закреплять знания детей о значении воды в нашей жизни.
  2. Развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями, продолжать знакомить со свойствами воды.
  3. Развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
  4. Упражнять в образовании однокоренных слов;
  5. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, воспитывать бережное отношение к воде.

Словарная работа : наводнение, паводок, половодье, водопровод, водоворот, выталкиваемая, несжимаема.

Предварительная работа : чтение художественной литературы, беседы о воде, рассматривание иллюстраций, экспериментальная работа (опыты с водой, рассматривание глобуса, карты мира, отгадывание загадок о воде, труд в природе

Оборудование: модели свойств воды, клеенка на стол, 3 банки, 3 сырых яйца, соль, веточки, тушь, шприцы, стаканчики, сосуды разной формы, листы бумаги, фломастеры синего цвета, тарелочки, фартуки, магнитофон, аудиозапись «Звуки воды»

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, для того чтобы узнать, о чем сегодня пойдёт речь, отгадайте загадку:

Если на нос сели кляксы, кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук.

Без чего, не может мама ни готовить, ни стирать,

Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды - жить нельзя нам без… (воды)

Итак, мы поговорим о воде, вспомним, что знаем, узнаем новое.

Вода - источник жизни на земле. Она нужна людям, растениям, животным. Это слово мы часто используем в своей речи.

Слова, как родные, похожи чуть-чуть,

И если поставить их в ряд,

Немного послушать и вдуматься в суть -

Они об одном говорят.

Подберите такие слова (родственные) к слову «вода»

Дети: водичка, водяной, водолей, водный, водопад, водолаз

Стихийное бедствие. (наводнение.)

Весной река разливается. (половодье, паводок.)

Есть еще сложные слова, в которых тоже можно услышать слово «вода»: вода поворачивается - водоворот,

Вода проведена - водопровод,

Воду возит - водовоз.

Как вы думаете, кому нужна вода? (человеку, растениям, рыбам, животным)

Как человек использует воду? (пьет, умывается, убирает дом, готовит обед, моет посуду, поливает)

Где еще в природе встречается вода? (снег, роса, лужа, моря, океаны и т. д.)

Где еще находится вода? (в воздухе, в почве, растениях, животных, в людях)

Океаны, моря, озера, реки, пруды, роднички – это водоемы. Каждого из нас можно сравнить с одним из этих водоемов. А кем ощущаете себя вы?

Дети: Я думаю, что я похож на …

Воспитатель : А какие водоёмы есть у нас в Санкт-Петербурге?

Дети: река Нева, Ладожское озеро, Финский залив, река Фонтанка, Обводный канал, и др.

Воспитатель : Значит, что нужно делать для того, чтобы сберечь наши водоёмы.

Дети : Надо беречь воду, не надо бросать мусор, строить дома возле водоемов, не мыть машины и т. д.

Отгадывание загадок:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода.)

Меня ждут- не дождутся,
А как завидят – разбегутся. (ДОЖДЬ)

С неба – звездой,
На ладошку – водой. (СНЕЖИНКА)

Висит за окошком
Кулёк ледяной,
Он полон капели
И пахнет весной. (СОСУЛЬКА)

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой застлали.
А пошли искать их днём –
Ищем, ищем – не найдём. (РОСА)

Кругом вода,
А с питьём беда. (МОРЕ)

Рыбам зиму жить тепло,
Крыша – толстое стекло. (ЛЕД)

Если речка по трубе
Прибегает в дом к тебе
И хозяйничает в нём –
Как его мы назовём? (ДУШ)

Клубится, а не дым,
Ложится, а не снег. (ТУМАН)

Чайник на плите стоит,
Что над чайником шипит? (ПАР)

Воспитатель : Молодцы, дети! Как много вы знаете о воде. Но, что же такое вода и какими свойствами она обладает, мы попробуем выяснить в нашей лаборатории. Но, вначале немного отдохнем.

Физкультминутка «Море волнуется, раз…»

Давайте вспомним правила поведения во время работы: не шуметь – этим мы мешаем другим, аккуратно обращаться с посудой, стекло может разбиться и им легко порезаться, слушать воспитателя, внимательно следить за результатом опыта.

Прежде чем приступить к исследованиям приготовим наши пальчики для работы.

Пальчиковая гимнастика « ЛОДКА»

Лодочка плывет по речке,
По воде бегут колечки. (Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).

«ПАРОХОД»

Пароход плывет по речке,
И пыхтит он, словно печка. (Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.)

Опыты:

І. Пресная и солёная вода.

На столе стоят 3 банки: 2 пол-литровые и одна литровая. Одну банку наполняем чистой водой и опускаем в неё сырое яйцо, оно тонет. Во вторую банку наливаем крепкий раствор поваренной соли и опускаем второе яйцо – оно плавает. Затем положить на дно литровой банки третье яйцо и постепенно подливать по очереди из обеих маленьких банок, яйцо будет не всплывать, ни тонуть.

Вывод: Солёная вода тяжелее, поэтому плавать в море легче, чем в реке. (Модель)

ІІ. Холодная и тёплая вода.

Налить теплую воду в стакан. Капнуть в ледяную воду тушь, чтобы воды окрасилась. Осторожно влить ледяную воду в теплую. Ледяная вода опускается на дно, как холодная у полюсов.

Вывод: Холодная вода тяжелее теплой. (Модель)

ІІІ. Форма воды.

Дети, как вы думаете, вода имеет форму? Как это можно доказать? (ответы детей). Налить воду в сосуды разной формы.

Вывод: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. (Модель)

ІV. Вода выталкивает.

На дне сосудов лежат веточки, дети наливают воду и видят, что веточки поднимаются вместе водой.

Вывод: Вода – выталкивающая сила. Дерево легче вытесненной воды, этот закон открыл очень давно древнегреческий ученый Архимед. (Модель)

Воспитатель : Мы сегодня многое узнали о воде. Расскажите об этом, используя модели. (рассказ детей по моделям)

Мы с вами выяснили, что вода бывает разной, выяснили её свойства. Что бы вы нарисовали, если я попросила вас изобразить воду. Что бы нарисовала ты, Вероника? (спросить каждого ребенка) Получается, что вода – волшебница, она умеет становиться разной, поэтому нарисовать её «портрет» одному человеку очень сложно. А вот вы все вместе это можете сделать. Нарисуйте один вид воды, затем мы сложим все «портреты» вместе.

Продуктивная деятельность.

Смотрите, у нас получился настоящий «портрет» воды. Сразу можно увидеть, какой она бывает

Не умыться, не напиться
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птицы, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода.

В дальнейшем мы проведём еще много других опытов и узнаем о новых интересных свойствах воды.


Многие люди задаются вопросом: для чего нужна вода и какую пользу вообще она может приносить? Ведь в ней нет никаких витаминов, полезных веществ либо минералов. Но если только об этом задуматься, то ответ напрашивается сам собой. Наш земной шар на 70% покрыт водным пространством, а организм человека содержит в себе примерно 75-80% жидкости. Получается, что вода - это основа всей жизни на планете Земля.

На что влияет водный запас в человеческом организме

Для чего нужна вода человеку - это вполне очевидно. С помощью её происходит полный цикл функционирования всех процессов в живом организме. Жидкость, находящаяся внутри клеток, называется внутриклеточной, благодаря которой осуществляются метаболические процессы в человеческом организме.

При помощи основы жизни протекают в правильном направлении все пищеварительные процессы, тем самым выводя все ненужные токсины и шлаки. Ткани человека восстанавливаются благодаря тому, что жидкость выполняет функцию транспортировщика всех полезных веществ по телу - вот для чего организму нужна вода.

Интересные факты, которые полезно знать

Есть ещё много полезного, что делает вода и о чём люди не знают. Например, она помогает бороться со стрессом и усталостью, повышая защитную функцию организма в целом и повышая работоспособность сердечно-сосудистой системы. Если возник дефицит жидкости при приёме алкоголя, кофеина либо каких-нибудь других веществ, то, выпив чистой воды, нужный баланс можно быстро восстанавить.

В периоды различных эпидемий инфекционных заболеваний или гриппа врачи рекомендуют принимать большое количество жидкости. Для чего нужно пить воду в таких количествах при простуде и как она может помочь? Ответ на этот вопрос очень прост. С её помощью в организме происходит циркуляция антител в крови, которые служат прочной защитой от такого рода заболеваний.

Вода также выполняет немаловажную функцию терморегулятора. Она гарантирует, что температура тела останется в нужном состоянии, если изменится погода окружающей среды либо при физической нагрузке на организм.

Если человек соблюдает какую-нибудь диету, и его одолел голод, то можно попить воды, так как в ней содержится ноль калорий, но аппетит на время уйдёт.

Суточная норма необходимой жидкости

Свой водный запас на сутки, который нужен для нормального функционирования организма, под силу высчитать каждому. Профессиональные диетологи вывели формулу, согласно которой должен пить 30 мл воды в день на каждый свой килограмм. Таким образом, если вес равен 50 кг, то, соответственно, для пополнения водного запаса организма необходимо выпить 1500 мл. Это общий объём всей потребляемой жидкости человеком за сутки.

В него могут входить первые блюда, чай либо кофе, разнообразные соки или напитки. Если всё это отнять от суточной нормы, то получится в итоге, что воды в чистом виде необходимо выпить примерно один литр.

Можно ещё привести массу примеров, для чего нужна вода человеку. Например, её нужно как можно больше пить между приёмами пищи, чтобы избежать растяжения желудка. Утром сразу после пробуждения врачами рекомендуется натощак выпить тёплую воду и в течение всего дня не забывать восполнять потерю жидкости после каждого мочеиспускания.

Принято считать, что появление отёков обусловлено переизбытком влаги в организме, но это не всегда верно. Из-за недостатка жидкости тоже часто встречаются такие случаи, и связано это с тем, что жировая ткань пытается накопить водный запас, чтобы избежать его дефицита.

Оказывается, что глазам, волосам, ногтям и коже человека необходима жидкость. Для чего нужна вода в этом случае? Всё очень просто - она выполняет функцию их увлажнения.

На что влияет дефицит воды в организме?

Последствия от обезвоживания организма человека могут быть неприятными. В первую очередь дефицит жидкости ощущает на себе нервная система, потому что её органы, а именно головной мозг состоят из воды, поэтому возникает сразу головная боль. Такие нарушения могут проявлять себя и в виде других болей, так как нехватка водного запаса чувствуется во всех нервных клетках. В таком случае лучше всего будет принять не лекарство, а выпить несколько стаканов воды комнатной температуры.

Если не восполнить запас, то вторым после нервной системы пострадает пищеварительный тракт. После приёма пищи будет ощущаться дискомфорт, так как процесс переваривания еды может проходить намного дольше и впоследствии образуются запоры. Панацеей и при этом нарушении также выступят несколько стаканов чистой и холодной жидкости.

Для чего вода нужна ещё? Казалось бы, что может вдобавок ко всему этому ещё случиться с человеком, если не восполнять дефицит жидкости. На самом деле лишний вес появляется также из-за недостатка воды в организме, потому что жиры перестают расщепляться. Страдают ко всему прочему и почки вместе с желчным пузырём, в которых могут появиться камни.

Что же касается внешнего вида, то дефицит жидкости повлияет на волосы, которые станут сухими, а кожа может начать шелушиться. К тому же не исключено, что процесс не заденет ногти, которые могут сильно слоиться.

Чего можно избежать с помощью воды?

В наше время различные научные исследования шагнули на такой уровень, что могут предотвратить появления многих страшных болезней. Таких, например, как рак мочевого пузыря или мочекаменное заболевание. Американские учёные установили, что этими недугами чаще всего болеют мужчины, так как потребляют меньше воды, чем женская половина человечества. После обследования более 40 тысяч человек было выявлено, что большая часть из них пьёт меньше двух литров жидкости в день, тем самым подвергая себя опасности. Из этого можно сделать вывод, что для того, чтобы снизить риск заболевания хотя бы на 8%, больше, чем один литр.

Ещё одна страшная болезнь - сахарный диабет. Одним из способов борьбы с ней является вода. Если не хватает жидкости организму, а впоследствии и энергии, то головной мозг для восполнения этого запаса начинает вырабатывать больше сахара. Чтобы этого избежать, нужно пить больше воды в чистом виде.

Живительная влага в мире фауны

А для чего нужна вода животным? Выполняемые функции её в организме животных практически такие же, как и в организме человека. Отличаются они только от вида представителей фауны нашей планеты. Млекопитающие, например, выделяя обильно пот, регулируют свою температуру тела, поэтому им просто необходимо постоянно восполнять свой водяной запас.

Плотоядные особи пополняют свой дефицит жидкости вместе с приёмом пищи, а растительноядные ее пьют благодаря сокам, выделяющимся из растений, которые они едят. Но только не у многих животных организм может насытиться той жидкостью, которая поступает при приёме пищи, поэтому необходимо постоянно потреблять ещё и просто воду.

Мир флоры

Для чего нужна вода растениям, вполне очевидно. Ни одно семя не прорастет, если оно не получит нужное количество влаги. Но самая главная известная многим ещё с уроков биологии, это то, что она участвует в процессе фотосинтеза.

Также она обеспечивает жизнедеятельность растения, обеспечивая поток минеральных и питательных веществ по его проводящей системе. И вообще, без воды представители фауны рано или поздно умрут, как в принципе и любой живой организм на нашей Земле.

В обычной жизни мы редко задумываемся о существенной роли воды. А между тем ничто живое не может появиться, развиваться и существовать без воды. Вода в жизни человека и всего живого на Земле играет первоопределяющую роль. Вода – это сама жизнь!

Взгляните на неё – чистая, прозрачная, она не имеет ни вкуса, ни запаха, ни цвета, но её значение переоценить трудно. Всё, в чём принимала и принимает участие её величество Природа, содержит в себе воду. Тело взрослого человека состоит в среднем на 60% из воды, в теле ребёнка её ещё больше. Вода есть везде – в организме зверей и птиц, в продуктах питания, в разнообразных растениях, в почве, в атмосфере.

Народы древности, наряду с огнем, обожествляли воду. Древнегреческий философ Фалес Милетский считал, что вода является первичным веществом Вселенной, из которой всё состоит и в которое, в конечном итоге, превращается. Суждение древних мыслителей о воде, как начале всех начал, отозвалось в учении Аристотеля о четырёх стихиях – огне, воздухе, земле и воде.

Когда древние люди хотели пожелать собратьям чего-то доброго, они желали, кроме прочего и «свежей воды».

В течение очень длительного срока (миллионов лет) вода принимала активное участие в подготовке условий, необходимых для зарождения и развития жизни на Земле. Бесконечно справедливы версии о том, что жизнь зародилась именно в водной среде.

Какое свойство воды является наиболее существенным? Её редкостная растворяющая способность. Она присуща ей, благодаря конфигурации молекулы воды. Вода растворяет всевозможные вещества, при её наличии в организме происходят многие жизненно важные процессы.

Вода - существенная часть питания всего живого на Земле. Без воды трудно представить себе процессы пищеварения, процессы обмена веществ. С помощью воды осуществляется перенос питательных веществ по организму. Выполнив свои функции в организме, вода уносит из него всё ненужное и вредное.

Каждая клеточка нашего тела содержит воду. Запас воды в организме должен постоянно пополняться. Без воды человек не проживёт и нескольких дней.

Для поддержания жизнедеятельности человек использует большое количество воды. Она необходима для производства продуктов питания, и всего того, чем пользуется человек.

Космонавты донесли до нас, что из космоса планета Земля кажется голубой планетой с островами суши. Но много на нашей планете воды солёной, а не пресной. Человеку нужна пресная вода. Но не вся и пресная вода пригодна для питья. Главным источником питьевой воды является природная вода, которую соответствующим образом подготавливают для людей с помощью установок водоподготовки.

Запасы пресной воды на Земле ограничены. Воду надо беречь. Не загрязнять её сточными водами, в состав которых входят отходы производства. Сброс или другие поступления в водные бассейны вредных веществ ухудшают качество поверхностных вод, ограничивают их использование, а также отрицательно влияют на состояние дна, береговых объектов, других соседствующих территорий.

Воду надо беречь – и это закон нашей жизни!

Вода – главный источник жизни всех живых организмов на нашей планете. Для здоровья очень важно ежедневное пополнение организма водой. Если без пищи человек может обходиться несколько недель, то прожить без воды — всего лишь несколько дней .

Человеческое тело плохо сохраняет влагу, теряя ее в процессе мочеиспускания, потоотделения и дыхания, поэтому требуется постоянное восполнение запасов жидкости. Для жизнедеятельности организма важно соблюдение питьевого баланса.

Это значит, что наш организм должен получать извне и выделять наружу равное количество воды. Если этот баланс нарушается, наступают негативные изменения в процессе жизнедеятельности.

Если воды недостаточно – падает вес, вязкость крови увеличивается, повышается температура, понижается работоспособность. При излишнем потреблении воды возрастает нагрузка на почки, сердце, ухудшается пищеварение.

Количество ежедневно потребляемой человеком воды зависит от различных факторов: его веса, физической активности, температуры воздуха и др. В среднем, дневная норма поступающей в организм жидкости (учитывая другие напитки и пищу) – 2 литра.

Рассмотрим конкретно, как влияет недостаток воды на организм человека.

Мозг . Недостаток воды в организме лишает его кислорода, провоцирует возникновение инсульта (особенно в жару).

Сосуды . Кровь состоит из твердой части (плазмы) и жидкости. Если воды недостаточно, возможно возникновение тромбов, а, значит, инсультов и инфарктов.

Кишечник . Предупреждение запоров.

Кожа . Избыток морщин – следствие обезвоживания.

Почки . Вода предупреждает возникновение камней в почках и рака мочевого пузыря.

Наиболее полезна для организма чистая вода без газа .