Министр образования рф ольга васильевна. Как провела первый рабочий день новый министр образования ольга васильева

Образования прошли в пересудах, чего ждать российским учителям от нового руководителя. Блогеры и журналисты наперегонки искали сомнительные моменты в биографии министра, важные аспекты ее научной деятельности и знаковые фразы из публичных выступлений. Вопросов и опасений множество: какие первые шаги предпримет первая в истории страны женщина, занявшая этот пост, как будет отстаивать интересы учителей и ученых и будет ли продолжать линию, которую вел министр Ливанов.

Но больше всего пересудов вызвало религиозно-научное прошлое нового министра, которая, как известно,

является глубоко верующим человеком, лично дружна с патриархом Кириллом и при этом часто выступала с лекциями, которые многим казались пропагандистскими.

Васильева — доктор исторических наук, входит в совет по подготовке программ (курс «Отечественная история») при Министерстве образования и науки, занималась разработкой нового учебника истории. Является членом Комиссии по делам религиозных объединений при правительстве, с 1991 по 2002 год работала в , а сама начинала профессиональную деятельность как учитель.

Профессор церковных наук

В сферу научных интересов входят отношения и государства в XX веке, международные отношения, церковь и внешняя политика, вопросы религиозно-политического экстремизма. Все это породило вопросы, чего ждать от нового министра, многолетняя публикационная деятельность которого связана с тематикой отношений церкви и государства и которая на своих лекциях рассказывала об объединении народа вокруг фигуры Сталина.

Среди последних ее публикаций — статья 2014 года «Внешнеполитическая деятельность Русской православной церкви в первые послевоенные годы» и статья 2012 года «Политическое управление этнокультурным процессом на юге России в конце XX — начале XXI века».

В своих работах Васильева затрагивала различные аспекты взаимодействия церкви и светских властей в СССР, исследовала биографии отдельных церковных деятелей.

Так, в 1999 году вышла ее монография «Русская православная церковь в политике Советского государства 1943-1948 годов», а в 2005 году — статья «Государственно-церковные отношения хрущевского периода». Объектами ее научного интереса становились такие священники, как митрополит Сергий Воскресенский, митрополит и Николай Ярушевич и другие представители российского духовенства XX века.

«Советское государство и патриотическая деятельность Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны» — так называлась кандидатская диссертация Васильевой, которую она защитила в 1990 году. А уже в 1998 году она стала доктором исторических наук, защитив диссертацию на тему «Русская православная церковь в политике Советского государства в 1943-1948 годы».

Среди откликов на назначение можно найти диаметрально противоположные —

от «на российской науке можно поставить православный крест» и «просто караул» до «серьезный ученый» и «подарок к празднику».

За царя

Как Васильева рисует идеальные отношения человека и государства, можно понять из недавней лекции, с которой она выступала на форуме «Территория смыслов». Там Васильева несколько раз повторила, что патриотизм предполагает «подчинение личных интересов интересам государства».

Объясняя становление на Руси понятия «патриотизм», Васильева приводила такие цитаты : «Измена правителю расценивается как измена отечеству», «Российскому государству и русскому царю нельзя изменять. Их следует любить и защищать».

У любого слушателя лекции не должно было остаться сомнений в том, что такое истинный патриотизм. Это «согласование общего блага с общественным», а «интерес нации — это высший интерес для всякого истинного гражданина».

Кстати, в этом же выступлении будущий министр заявила, что масштабы жертв сталинских репрессий сильно преувеличены,

Видимо, из-за этих убеждений министра главный редактор Алексей решил покинуть общественный совет при вскоре после ее назначения. Венедиктов заявил, что взгляды нового министра, в частности на отношение к церкви и религии,

не соответствуют его взглядам и Конституции России.

Впрочем, не все видят угрозу светским устоям российского образования в приходе открыто религиозного министра. «Ее личная научная компетенция в выбранной ею дисциплине не имеет отношения к делу, которым она собирается заниматься, — сказал «Газете.Ru» основатель сообщества «Диссернет» Заякин. — А именно ей предстоит бороться с жуликами, торговавшими диссертациями в стенах ВАКа, предстоит назначить нормальных людей вместо ректоров-плагиаторов, которых насчитывается до 70 человек, вычистить диссоветы и так далее.

Все плохое, включая вполне светское мракобесие, гравицапу и фильтры Петрика, что могло случиться с российским образованием, уже случилось».

При этом физик заявил, что в «Диссернете» очень рассчитывают на встречу с новым министром для прояснения ее позиции по вопросам плагиата в диссертациях.

«Ольга Юрьевна — серьезный ученый, религиовед, у нее нет неофитских очков. Она знает много еще закрытых (и бесславных) страниц церковной истории ХХ века. Поэтому и к патриарху относится как к политически аппаратной фигуре, а не как к оракулу. Не думаю, что она станет проводить «клерикальную» политику», — высказался протодиакон Андрей Кураев.

В настоящее время Васильева заведует кафедрой государственно-конфессиональных отношений в , поэтому символичным оказалось ее первое появление на публике в этом вузе в свой первый рабочий день — на Всероссийском совещании учителей. Изначально планировалось, что совещаться с учителями приедет , однако назначение нового министра произошло накануне

и в академии не успели напечатать новые программки: в расписании по-прежнему значилось имя старого министра.

Будет ли душно

В надежде узнать о планах нового министра и услышать от него какие-то сигналы научно-преподавательскому сообществу отправились и журналисты. Министр приехала в строгом черном костюме, ее встретил ректор академии , а охрана вуза успешно предотвратила попытки журналистов приблизиться к Васильевой, заявив, что вышедших из коридора корреспондентов не пустит обратно.

Кстати, духота в актовом зале трижды стала причиной упреков в адрес ректора академии со стороны Медведева,

попросившего починить кондиционер «за счет внутренних резервов», а не приходить за деньгами к властям.

«Прошу любить и жаловать нового министра», — представил Васильеву глава правительства собравшимся со всей страны учителям. Однако никаких сигналов и новых «смыслов» от министра на форуме не прозвучало, во вступительном слове она лишь подчеркнула важность Всероссийского педсовета и в дальнейшем брала слово лишь как модератор дискуссии.

К сожалению журналистов, общение с прессой и ответы на тревожащие вопросы в этот день также не входили в планы нового министра, академию она покинула через другой выход.

Как выяснилось, учителей, в том числе собравшихся на Всероссийский педсовет, назначение нового министра еще накануне взволновало не меньше, и большинство успело ознакомиться с ее научным прошлым.

«Конечно, вопросы возникли, все, конечно, познакомились с ее биографией, с темой диссертации, и все надеются, что решения, которых все боятся — потери светского образования, введения основ православной культуры с 1-го по 11-й класс, — без общественного обсуждения приниматься не будут. Более того, мы считаем, что введение астрономии нужно вернуть хотя бы в рамках курса физики.

Многие согласны, и вчера об этом говорилось, что система образования устала от преобразований, и хочется, чтобы нам просто дали поработать»,

— рассказал «Газете.Ru» учитель программирования Андрей.

«Я спокойно отношусь к этому назначению и надеюсь, что нам дали умного человека, который поймет, что лучшее надо сохранять, — пояснила директор академической гимназии №56 Майя Пильдес. — Как член общественного совета Минобрнауки, я считаю, что к этому лучшему относится и светскость нашего образования. На этот счет идут очень серьезные разговоры,

и много серьезных и солидных людей поддерживают принцип светскости, и большинство педагогического сообщества страны придерживается такого же мнения.

Слово «угроза» я бы не употребляла и, надеюсь, здравый смысл возобладает».

По информации «Газеты.Ru», министр еще не встречалась с аппаратом министерства. Ее знакомство с подчиненными состоится в понедельник, тогда же, возможно, она объявит о планах по кадровым назначениям.

Российский политический деятель, доктор исторических наук, с августа 2016 года является министром образования и науки Российской Федерации.

«Изучали мир, не покидая квартиры»

Ольга Юрьевна родилась в январе 1960 года в городе Бугульма (Республика Татарстан). Нынешний министр образования воспитывалась в религиозной семье, поэтому в доме царили строгость и трудолюбие. По словам Васильевой, обязанности у них были с самого раннего детства. Сестры должны были вести дневник распорядка дня и каждый день учить по стихотворению. Она также рассказывала, что в их доме была большая библиотека, благодаря которой она получила все лучшее, что могла получить в детстве.

Её отец, Юрий Васильев, занимал государственный пост и пошел на то, чтобы дети были крещены еще в младенчестве. Однако совершить обряд крещения детей было решено не в родном городе, а там, где жила ее бабушка - в Георгиевске (Ставропольский край). О таинстве крещения тогда семья не распространялась. Сейчас же чиновница с трепетом вспоминает о тех временах и до сих пор с гордостью хранит справку о крещении.

Уникальные умственные способности Ольга демонстрировала с ранних лет. В 3 года она уже умела читать и писать, увлекалась пением и танцами. Будучи одаренным ребенком, Васильева очень рано окончила школу – в четырнадцать с половиной лет.

Когда Ольга Юрьевна была еще ребенком, семья Васильевых переехала в столицу. Своим родным городом Васильева считает все же Москву и после назначения на пост министра предлагала оставить свое подлинное место рождения в тайне. «Я совершенно не могу понять, зачем это нужно знать. Я в Москве. К счастью или несчастью», - говорила она.

«Интересуют проблемы нашего прошлого...»

За плечами Васильевой три высших учебных заведения. По первому образованию она дирижер-хоровик. Как сама позже делилась Васильева, музыкальное направление было выбрано ею случайно. На тот момент она не осознавала, чем действительно хочет заниматься. Получив диплом дирижера-хоровика, она начала работать в московских музыкальных школах учителем пения.

Проработав некоторое время с детьми, она поняла, что её по-настоящему интересуют проблемы прошлого, будущего и настоящего. К тому же, в детстве по настоянию отца они с сестрой углубленно изучали историю и литературу. По этой причине в 1982 году она поступила на вечернее отделение исторического факультета Московского государственного заочного педагогического института. Параллельно Ольга Юрьевна продолжала преподавать в музыкальной школе.

В 26 лет Васильева поступила в аспирантуру Института истории СССР Академии наук и начала серьезно заниматься научной деятельностью. По словам чиновницы, это было заведение особого типа: присутствовать в институте нужно было два дня в неделю, а остальное время сотрудники занимались научной деятельностью. После долгих переговоров с научными руководителями, ею была утверждена тема для диссертации - Церковь в годы Великой Отечественной войны. Это была первая научная работа в стране, посвященная данной тематике.

В 1990-м году Васильева защитила работу и получила степень кандидата исторических наук. Несмотря на то, что на данный момент Ольгой Васильевой написано множество научных трудов, самой ценной она все же считает свою кандидатскую диссертацию. Сама она оценивает свои годы в институте как «одни из самых счастливых в ее жизни».

В Институте российской истории РАН (ИРИ РАН) Васильева проработала 19 лет и прошла путь от сотрудника архива до руководителя Центра истории религии и Церкви. В 1999 году ею успешно была защищена докторская кандидатская, так же посвященная церковной тематике.

За время работы в ИРИ Васильева занималась преподавательской деятельностью. Ей приходилось сталкиваться со многими неординарными ситуациями. По ее рассказам, она проводила экзамены самыми разными способами. Могла оценивать составление шпаргалок, так как, по ее мнению, составление шпаргалок в то время было кропотливым трудом, в ходе которой студент запоминал материал.

Новая концепция церковно-государственных отношений

В 2001 году Васильева была направлена в Венгрию на «подготовительную» конференцию перед объединением РПЦ и Русской православной церковью за границей (РПЦЗ). В этой поездке Ольга Юрьевна познакомилась с архимандритом Тихоном (Шевкуновым), которого называют духовником президента Владимира Путина. Позже она отметит, «что эта встреча была для нее очень важна, поскольку в отце Тихоне она увидела многое из того, что хотелось увидеть в русском священстве». Позднее у них сложатся хорошие отношения, и, по некоторым данным, именно влиятельный епископ будет лоббировать кандидатуру Васильевой на госслужбу.

В 2002 году Васильева стала заведовать кафедрой религиоведения в Президентской академии (РАНХиГС). В это время академия подписала договор о сотрудничестве с Московским патриархатом, согласно которому в вузе проводились курсы повышения квалификации для епископов и наместников монастырей. Преподавать приглашались высокопоставленные чиновники, в том числе тогдашний помощник президента РФ Виктор Иванов, вице-спикер Госдумы Олег Мороз и другие. Активно сотрудничала с кафедрой и администрация президента, именно Ольге Юрьевне было поручено создать новую концепцию церковно - государственных отношений. По ее мнению, нововведения необходимы по причине роста религиозного экстремизма.

С 2003 года Васильева стала преподавать в Сретенской духовной семинарии.

В этот период Васильева установила крепкие связи с новым патриархом Кириллом, который позднее будет официально поздравлять ее с днем рождения и с назначением на пост министра: «Господь щедро наделил вас талантами… Вы проявили себя как первоклассный специалист, человек, обладающий ценным жизненным и профессиональным опытом, способный эффективно решать непростые задачи».

«Женщина, которая имеет хороший послужной список»

Плодотворная работа с администрацией президента принесла свои плоды - в 2012 году Васильева была назначена заместителем Департамента культуры, а еще через год Васильеву перевели на пост заместителя начальника управления президента по общественным проектам (куратором был нынешний спикер Госдумы Вячеслав Володин).

Васильева отвечала за интеллектуальное сопровождение разнообразных общественных проектов патриотической направленности - например, популярной выставки «Православная Русь. Романовы», которая проходила в Манеже. Помимо этого, она читала и организовывала лекции по патриотизму для чиновников и членов «Единой России».

Вот, что о лекциях и семинарах рассуждает в интервью Медузе Олег Игнатов, заместитель директора Центра политической конъюнктуры:

«Это тимбилдинг такой - плюс инструмент влияния. Лишний раз напоминали, кто руководитель. У Володина была плохо выстроена работа с регионами. Я думаю, что такие форматы компенсировали слабые места АП, а чиновникам позволяли лишний раз приехать в Москву, пообщаться друг с другом и понять, что в Кремле происходит».

По информации СМИ, в августе 2016 года Дмитрием Медведевым на пост Министра образования и науки было предложено назначить Ольгу Васильеву. Преждевременная смена министра образования, по данным некоторых СМИ, связана была с выступлением Медведева на форуме «Территория смыслов». На вопрос из зала «Почему у молодых учителей зарплата 10-15 тысяч», премьер-министр ответил «...если хочется денег, надо в бизнес идти. Вы же не пошли?».

Некоторые эксперты считают, что высказывание Медведева о зарплате сильно повысило градус напряжения в образовательном обществе. Необходимо было смягчить ситуацию и принести кого-то в жертву. А действующий на тот момент министр образования Ливанов был самым непопулярным министром.

«На смену Дмитрию Ливанову я предложил бы назначить женщину Ольгу Юрьевну Васильеву, которая имеет хороший послужной список», - подчеркнул глава правительства. Владимир Путин прислушался к Медведеву и 19 августа назначил Васильеву новым министром образования и науки РФ.

«Божествование того, что ты делаешь»

Сама Васильева рассказывала, что ждала этого предложения, но немного позже. После назначения Ольга Васильева дала свое первое интервью в новом качестве корреспонденту «Комсомольской правды». «Божествование того, что ты делаешь», - так услышал ответ нового министра на вопрос об эмоциях, которые она испытала, узнав о своем назначении.

В Московской патриархии тут же придумали высокое определение для нового необычного термина. «Думаю, она полагала, что сбывается Божья воля, которая не от ее желания, ни от желания других физических лиц не зависит. А то, что должно было свершиться, свершилось», - так определил «божествование» первый замглавы отдела религиозного образования и катехизации Московского патриархата протоиерей Александр Абрамов.

Сама же министр вскоре поспешила поправиться: она имела в виду не «божествование», а «долженствование». Корреспондент, по ее мнению, ослышался.

Массовое недовольство

Сегодня, спустя почти два года после ее назначения, многие эксперты говорят о том, что Васильева не справляется с обязанностями главы Минобразования. После выборов президента началась борьба за кресло министра, и Ольга Васильева подверглась информационной атаке и жесткой критике.

Главная претензия к министру заключается в том, что с момента своего назначения ей не удалось предложить внятной программы реформ, считают эксперты в кабинете министров. Кроме того, остаются разногласия в научной среде вокруг эффективности ЕГЭ и реализации проекта «5-100».

Действующего министра образования также обвиняют в лоббировании интересов издательства «Просвещение», которое принадлежит ее близкому другу Владимиру Узуну.

Если большое число нападок на Ольгу Васильеву было ранее связано с ее «религиозными» высказываниями, то сегодня все чаще критикуют ее за то, что она позволяет церкви вмешиваться в образование и науку. Конкретно ей вменяют в вину, что хотя теология была признана наукой еще до прихода на пост министра (в 2015 году), первая защита кандидатской по теологии случилась уже при Ольге Васильевой, в 2017-м.

По некоторым данным, основным кандидатом на должность будущего министра образования является Елена Шмелева, которая состоит в Совете при Президенте Российской Федерации по науке и образованию и на выборах президента 2018 года стала сопредседателем избирательного штаба Владимира Путина.

Курировать школьное и среднее профессиональное образование в составе нового кабмина продолжит Ольга Васильева в должности министра просвещения. Созданное Министерство науки и высшего образования возглавит экс-глава Федерального агентства по научным организациям (ФАНО) Михаил Котюков. Назначение кандидатов было ожидаемо, однако «как минимум равным» кандидатом на пост главы Миннауки считался и. о. замглавы Минобрнауки Григорий Трубников. Опрошенные “Ъ” эксперты оценивают назначения неоднозначно, отмечая негативный фон во взаимоотношениях господина Котюкова и ученых, а также «понизившийся статус» госпожи Васильевой.


После разделения Министерства образования и науки на два независимых ведомства - Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования - глава правительства предложил назначить их руководителями Ольгу Васильеву и Михаила Котюкова. Ольга Васильева возглавляет Минобрнауки с августа 2016 года, после того как с поста был уволен Дмитрий Ливанов. Михаил Котюков с октября 2013 года возглавил ФАНО, созданное после реформы Российской академии наук (РАН), для управления имуществом РАН.

Оба кандидата ранее назывались в числе вероятных будущих министров рядом СМИ. Однако у господина Котюкова, в отличие от госпожи Васильевой, был «как минимум равный» соперник - и. о. замглавы Минобрнауки Григорий Трубников, отмечает первый зампред комитета Госдумы по образованию и науки Олег Смолин (КПРФ). Господин Трубников, перешедший на работу в Минобрнауки в 2017 году, до этого занимал пост вице-директора Объединенного института ядерных исследований. В пятницу Григорий Трубников был недоступен для комментариев.

«Многие высказывания Ольги Васильевой вызывали положительный резонанс в образовательной среде, в частности, стремление изгнать систему услуг из образования, сохранение и развитие традиции советской школы, вопрос о том, должен ли ЕГЭ оставаться единственной формой вступительных испытаний. Я не раз высказывался в поддержку идеи о том, чтобы она заняла пост министра просвещения»,- говорит Олег Смолин. При этом господин Смолин отмечает, что знает Михаила Котюкова «как сильного менеджера - он был сильным заместителем министра финансов (2012–2013 годы.- “Ъ” ), но мы всегда исходили из того, что наукой должен управлять не менеджер, а ученый».

«Опыт ФАНО показывает, что в науке он не понимает ничего, сильно подозреваю, что в высшем образовании ровно столько же»,- прокомментировал назначение господина Котюкова “Ъ” сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность» Павел Кудюкин. По его словам, назначение грозит грядущим «неквалифицированным бюрократическим вмешательством» во все сферы деятельности научных организаций и вузов, а также «вероятно, продолжением линии оптимизации».

Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин напомнил, что Михаил Котюков в 2007 году занял пост проректора первого федерального университета - Сибирского: «Это человек не чужой не только науке, но и высшему образованию, у него есть ценный опыт проведения успешных трансформаций. На посту проректора он отвечал фактически за одну из первых в стране реорганизацию вузов, когда четыре университета объединялись в один».

Михаил Котюков неоднократно подвергался резкой критике научного сообщества, в частности, академиков РАН.

В частности, недовольство работой агентства высказывал экс-глава РАН Владимир Фортов. На просьбу “Ъ” прокомментировать назначение Михаила Котюкова господин Фортов ответил, что «не готов сейчас этим заниматься».

Сменивший его осенью 2017 года Александр Сергеев считает, что назначение экс-главы ФАНО Михаила Котюкова на пост главы нового Министерства науки и высшего образования окажется «благоприятным для РАН». «У нас выстроены конструктивные отношения с Михаилом Михайловичем (Котюковым.- “Ъ” ), нормально выстраивались отношения с ФАНО, это упрощает наши будущие контакты»,- сказал “Ъ” господин Сергеев.

Глава РАН также поддержал разделение Минобрнауки и передача полномочий ФАНО новому министерству: «Очень важно, что в одном министерстве будет руководство и наукой, и университетами. Рассматривая это назначение под таким углом, считаю, что этот вариант благоприятный для РАН. Михаил Котюков - опытный руководитель. Думаю, что те наработки, которые у нас были созданы в последние месяцы, будут и дальше развиваться»,- добавил господин Сергеев. Ранее он высказывался против ликвидации ФАНО и утверждал, что организации могут выстроить конструктивные отношения.

Советник руководителя ФАНО Мария Докучаева сообщила “Ъ”, что комментарии о назначении «будут позднее». В Минобрнауки также не смогли оперативно прокомментировать назначение Ольги Васильевой.

« По-моему здесь все просто, Министерство просвещения, вероятно, будет еще более маломощным, чем было»,- говорит сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий.

По мнению эксперта, Минпросвет не будет иметь «никаких реальных» рычагов влияния в части определения финансирования системы образования, «и даже Рособрнадзор становится более независимым». Согласно новой структуре правительства, утвержденной Владимиром Путиным в минувшую среду, ранее подведомственный Минобрнауки Рособрнадзор переподчинен напрямую правительству. «Статус Ольги Васильевой, безусловно, понизился,- считает Всеволод Луховицкий.- Либо она была к этому готова и пошла на это сознательно, тогда вряд ли можно ожидать больших перемен. Либо если это произошло неожиданно, это как раз может стать поводом для серьезных изменений в политике возглавляемого ей ведомства».

«В связи с назначением Ольги Васильевой я вижу несколько рисков,- сказал “Ъ” директор Федерального института развития образования Александр Асмолов.- В новом майском указе президента особый акцент сделан на развитии каждого ребенка как талантливой личности, а это означает создание условий вариативности в образовании. В предыдущие два года министерство делало все, чтобы противостоять стандартам образования, основанным на вариативности, исповедуя стандарты "юрского периода", согласно которым ребенок получает набор готовых решений, которые в меняющемся мире не срабатывают». По мнению эксперта, если эта политика будет продолжена, «с высокой долей вероятности указ останется декларацией, а российское образование никогда не станет конкурентоспособным по сравнению с другими странами».

Список министров образования России пополнился новым именем. Этим событием ознаменовался целый ряд перемен в Минобрнауки. В августе 2016-го был назначен новый министр образования России.

Пост заняла О. Ю. Васильева, ранее работавшая зам. начальника Управления администрации президента РФ по общественным проектам. Ею на должности был сменен Дмитрий Ливанов, возглавлявший ведомство с 2012 года. Ливанову была поручена работа спецпредставителя президента РФ по торгово-экономическим связям с Украиной.

Оценка Кремля

Новый министр образования России Ольга Васильева, пребывая на прежней должности зам. начальника Управления президента, зарекомендовала себя как высококлассный эксперт в вопросах образования и науки. Ею ведется постоянный диалог с представителями профессионального сообщества. Как чиновник она отличается особо ценным качеством - высокой работоспособностью. Так было прокомментировано новое назначение в беседе с журналистами ТАСС начальником Управления президента РФ по общественным проектам Павлом Зеньковичем.

Новый министр образования и науки России является «своим человеком» в научном и педагогическом и сообществе; прекрасным экспертом, осведомленным обо всех проблемах этой сферы изнутри, добавил чиновник.

По словам П. Зенковича, назначение Ольги Васильевой на должность министра является в определенном смысле потерей для Управления, но в то же время и честью, поскольку президентом принято решение именно сотруднику Управления поручить выполнение столь ответственных задач.

Чиновник напомнил журналистам, что О. Васильева начала работать в Управлении с самого момента его создания, т. е. 3 с половиной года назад. Ею было взято на себя решение вопросов, касающихся содержательной части системы образования. Ранее в правительстве О. Васильева также занималась проблемами образования. Свою трудовую деятельность она начинала школьным учителем. По мнению П. Зеньковича, Ольге Васильевой прекрасно удается находить общий язык со многими представителями научного сообщества и высшей школы.

Кандидатура Ольги Васильевой на пост министра образования и науки была предложена В. Путину председателем правительства Дмитрием Медведевым, который считал, что этим может быть достигнута интенсификация работы по приоритетным направлениям, в том числе в сфере образования. Президент с этим предложением согласился.

Знакомство

О. Ю. Васильева является российским государственным деятелем, историком, религиоведом, педагогом, доктором исторических наук, профессором, действительным государственным советником РФ 2 класса. Она стала первой в российской истории женщиной на посту министра образования и науки.

Кроме того, с 2002 года О. Васильева заведует кафедрой гос.-конфессиональных отношений ИГСУ РАНХиГС, является профессором Московского гуманитарно-экономического ун-та.

Биография министра образования России: ранние годы

Будущий министр род. 13.01.1960-го в г. Бугульме (Татарстан) в семье школьных учителей. С 1979-го (после окончания дирижёрско-хорового отделения института культуры в Москве) по 1982-й работала учителем пения в столичных школах.

В 1982-м году Ольга Васильева поступила в Московский государственный пединститут на вечернее отделение исторического факультета, помимо учебы, работала в московской школе №91 учителем истории. В 1987-м О. Васильева окончила учебу в институте и продолжила свое образование, поступив в аспирантуру Института истории СССР.

Научная деятельность

Биография министра образования России Васильевой О. Ю. содержит богатую информацию о ее научной работе. В 1990-м под научным руководством Г. Куманева (Институт истории СССР) Ольга Васильева защитила кандидатскую диссертацию. Ее работа была посвящена отношениям государства и православной церкви, а также патриотической деятельности православной церкви в годы ВОВ. В качестве официальных оппонентов выступили: канд. исторических наук Ю. Шарапов, В. Г. Овчинников. Впервые в российской историографии была описана история РПЦ и отношения церкви и государства в ХХ в.

В 1998-м О. Васильева защитила докторскую диссертацию, посвященную новейшей истории русской православной церкви. В 1991—2002 годах местом ее работы был центр истории церкви и религии (институт российской истории РАН). Здесь Васильева О. В., начав с должности мл. научного сотрудника, «доросла» до руководителя центра. В 2002-м была назначена руководителем кафедры гос.-конфессиональных отношений РАНХиГС (Российская академия нар. хозяйства и госслужбы) при президенте РФ. В 2003-м начала преподавать в духовной семинарии на Сретенке.

В 2007-м Васильевой О. В. было окончено обучение в дипломатической академии МИД России (специальность: «международные отношения»).

Публикации

Васильева О. Ю.- автор более 160 научных работ. Она является руководителем более 25 кандидатских и 3 докторских диссертаций. В сферу ее научных интересов входит история Русской православной церкви в ХХ веке, отношения государства и церкви в период СССР, проблемы международных отношений, религиозно-политический экстремизм и т. д. С 1989-го по 2008-й ею опубликовано в соавторстве более 90 статей на темы богословия.

Кроме того, Ольга Васильева - член редколлегий нескольких научных журналов, председатель диссертационного совета по философии и антропологии, зам. председателя диссертационного совета по вопросам теологии при президенте РФ.

На государственной службе

В феврале 2012-го Васильеву назначили зам. директора департамента культуры правительства. В 2013-м она приступила к исполнению обязанностей заместителя руководителя управления по общественным проектам при Администрации президента РФ.

В 2014-м выступила в качестве одного из инициаторов дискуссии о консерватизме в Общероссийском народном фронте. В последующие годы Васильева О. В. трудилась в качестве члена совета по подготовке программ курса отечественной истории при минобразовании РФ, комиссии по делам религиозных объединений, комиссии по делам инвалидов, совета по освещению религиозных тем в СМИ.

Указом президента в сентябре 2014-го ей был присвоен чин действительного государственного советника 2 класса. В августе 2016-го указом президента она назначена на пост министра образования.

Резонанс

Это назначение вызвало широкий резонанс в обществе, на него откликнулись многие известные лица, представители ученого, педагогического и религиозного сообществ.

Религиозным и общественным деятелем протодиаконом Андреем Кураевым новый министр образования охарактеризован как человек, знающий множество ещё неоткрытых страниц новейшей церковной истории. По его мнению, совершенно беспочвенными являются имеющие место опасения относительно усиления клерикальных влияний на ведомство после назначения Васильевой. Кураев назвал нового министра серьезным ученым. Аналогичная оценка дана ученым-физиком Андреем Заякиным. Научная компетенция О. В. Васильевой не повлияет на дело, которым она будет заниматься на посту министра.

Как считает директор Института государственной службы и управления доктора юридических наук Игорь Барциц, Васильеву отличает умение достойно, взвешенно и спокойно "держать" любую аудитории, будь то 17-летние подростки-бакалавры, студенты или представители государственных управленческих структур.

Министры образования России

Министерство образования в России существует с 1990 года. В марте 2004-го Указом Президента на базе данного ведомства было создано Министерство образования и науки РФ. Министры образования России назначались главой государства и занимались вопросами обеспечения доступного качественного образования для населения. Каждый из занимавших данный пост чиновников отличался высоким уровнем компетентности и стремлением, находясь на доверенной ему должности, принести максимальную пользу родине. Министры образования России, в разные годы заступая на пост, занимали его в течение различных по продолжительности сроков. Их список, начиная с 1990 года, состоит из имен:

  • Эдуарда Днепрова. Заступил на пост в 1990-м. Исполнял обязанности до декабря 1992-го, когда был назначен на должность советника президента РФ.
  • Евгения Ткаченко. Возглавлял министерство с декабря 1992-го по август 1996-го.
  • Владимира Кинелева. Руководил ведомством с августа 1996-го по февраль 1998-го.
  • Александра Тихонова. Пребывал во главе министерства минимальный срок - 212 дней, с марта по сентябрь 1998 года. Покинул пост после отставки правительства С. Кириенко.
  • Владимира Филиппова. Был назначен в сентябре 1998-го, ушел с поста в марте 2004-го.
  • Андрея Фурсенко. Сменил предшественника в марте 2004-го. Находился на посту дольше, чем другие министры образования России - целых 2995 дней, до мая 2012-го.
  • Дмитрия Ливанова. Пришел в министерство в мае 2012-го. В 2016-м был назначен специальным представителем президента РФ по экономическим и торговым связям с Украиной.

Его преемником стала Ольга Васильева, в августе прошлого года заступившая на пост.

Переформатирование

Сразу после назначения Васильевой на должность в августе в Минобрнауки начались перемены. Новым министром были сняты с должности несколько заместителей. Кроме того, произошло коллективное добровольное увольнение целой группы сотрудников департамента науки.

За сравнительно короткий период в окружении Васильевой было произведено несколько отставок. Назначение состоялось пока только одно: в декабре прошлого года по распоряжению премьера РФ был назначен новый заместитель министра образования России. Им стала Ирина Кузнецова, по профессии учитель химии и биологии, имеющая опыт работы в 2-х крупных российских издательствах.

Смену кадров в Минобрнауки политологи объясняют двояко. Одними в происходящем усматривается обычный процесс подбора новым главой ведомства подходящих сотрудников. Другие считают, что в министерстве могут произойти существенные перемены по отношению к науке.

Бесспорно, неожиданное назначение Ольги Юрьевны Васильевой министром образования России стало настоящим праздником для Московской патриархии. «Божествование того, что ты делаешь», — так услышал ответ нового министра на вопрос об эмоциях, которые она испытала, узнав о своем назначении, корреспондент «Комсомольской правды», которому Ольга Васильева дала свое первое интервью в новом качестве. В Московской патриархии тут же придумали высокое определение для нового необычного термина. «Думаю, она полагала, что сбывается Божья воля, которая не от ее желания, ни от желания других физических лиц не зависит. А то, что должно было свершиться, свершилось», — так определил «божествование» первый замглавы отдела религиозного образования и катехизации Московского патриархата протоиерей Александр Абрамов. Сама же министр вскоре поспешила поправиться: она имела в виду не «божествование», а «долженствование», которое, по ее мнению, является «философской категорией — необходимостью чего-то, вытекающего из нравственного закона».

Но журналист ослышался не случайно. Вся биография Ольги Юрьевны просто вопиет о том, что она способна говорить скорее о «божествовании», чем о «долженствовании». На протяжении 25 постсоветских лет она считалась едва ли не главным в России (по крайней мере, главным из официозных) специалистом по новейшей (после 1941 г.) истории церкви. Даже возглавляла специально созданный Центр истории религии и церкви Института российской истории РАН. «Она совершенно блестящий историк, — рассыпается в комплиментах первый замглавы другого синодального отдела РПЦ МП — по взаимодействию с обществом и СМИ Александр Щипков, — специалист по истории православной церкви XX века. При этом у нее блестящие тексты по католичеству. Она великолепно знает протестантизм. Кроме того, она великолепный музыкант, …имеет блестящее гуманитарное образование». Признают «своим человеком» Васильеву и более высокие патриархийные чины: сам патриарх Кирилл (Гундяев) не поскупился в поздравлении с назначением: «Господь щедро наделил вас талантами… Вы проявили себя как первоклассный специалист, человек, обладающий ценным жизненным и профессиональным опытом, способный эффективно решать непростые задачи». А спичрайтер патриарха Владимир Легойда к этому потоку славословий добавил «существенный вклад», который Ольга Юрьевна внесла в развитие отечественного религиоведения.

В биографии нового министра есть «темные» пятна. Например, она настойчиво скрывает место своего рождения: его невозможно найти ни в официальных биографиях, ни в ответах на вопросы журналистов. Васильева просит считать себя москвичкой: здесь она получила образование и делала свою научно-административную карьеру. Другое такое пятно — учеба в Дипакадемии при министерстве иностранных дел. В одних версиях биографии эта учеба упоминается, а в других — отсутствует. Почему Ольга Юрьевна так и не вступила на дипломатическое поприще, окончила ли она академию вообще — остается загадкой.

Знающие Васильеву священнослужители говорят, что ее особый интерес к истории церкви связан с верующими родителями. Может быть, по этой причине Ольга Юрьевна по первому своему образованию дирижер-хоровик (в церкви, особенно в советские времена, всегда не хватало регентов). Историком же она стала благодаря обучению на одноименном факультете Московского пединститута в 1980-е. После его окончания, уже на самом излете советского периода, защитила кандидатскую диссертацию на не самую популярную в позднеперестроечное время тему — «Советское государство и патриотическая деятельность Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны». Говорят, была кандидатом в члены или даже членом КПСС. Во всяком случае, научные оппоненты Васильевой утверждают, что ее диссертация утверждала именно традиционно советский, «партийный» подход к вопросу о роли религиозных организаций в советском обществе. Уже в 1999 г. появляется докторская диссертация О.Ю. Васильевой на схожую (несколько более широкую) тему — об РПЦ в СССР в военный и послевоенный период. В своих научных публикациях и докладах Ольга Юрьевна не раз признавалась, что считает первые послевоенные годы «золотым веком» русской церкви (позже появился термин «сталинский ренессанс»). Когда ей осторожно напоминали о тысячах исповедниках православной веры, томившихся в те же самые годы в сталинских тюрьмах и лагерях, о существовании в СССР подпольной, катакомбной церкви, отвергшей лукавый конкордат Сталина с митрополитом Сергием (Страгородским) 1943 г. и не признавшей современную Московскую патриархию, — профессор решительно отметала такой «альтернативный» взгляд. Как она заявила лично мне много лет назад, все православные, которые остались вне Московской патриархии после войны, были на самом деле сектантами-антисоветчиками, и относить их к православной церковной традиции некорректно. Есть лишь один вождь у советского народа — есть и одна лишь церковь, которую он благословил!

Значительное развитие апология Сталина получила у Ольги Юрьевны после недавнего перехода из Российской академии госслужбы и народного хозяйства (где многие годы она возглавляла кафедру государственно-конфессиональных отношений) в администрацию президента РФ, на должность замначальника управления по общественным проектам. Буквально в начале августа она наставляла прокремлевскую молодежь на каком-то «патриотическом» форуме в Крыму.

Идеалом политического деятеля, по ее словам, для русской культуры является «прежде всего царь, который заботится о благе отечества». Если раньше Ольга Юрьевна датировала переход Сталина «на патриотические позиции» периодом Второй мировой войны (и естественно, связывала это с учреждением Московской патриархии 4 сентября 1943 г.), то теперь она смело шагнула в глубь советской истории, перешагнув даже через 1937-1938-й, и объявила днем «патриотического обращения» вождя 4 февраля 1931 года, когда на общесоюзной конференции работников промышленности Иосиф Виссарионович заявил: «В прошлом у нас не могло быть отечества. Но теперь, когда мы свергли капитализм, а власть у нас народная, у нас есть отечество». Фраза, по правде говоря, не очень впечатляет, но новый министр связывает с ней концепцию переосмысления новейшей истории России и, соответственно, подходов к ее преподаванию, в основу которого будет положен «культурно-исторический стандарт», выдвинутый Путиным в 2014 г., с захватом Крыма. Может, министр Ливанов за то и уволен, что слабо понимал и продвигал этот «стандарт»?

Могли ли патриарх Кирилл или, скажем, епископ Тихон (Шевкунов), имевший репутацию «духовника Путина», продвинуть своего человека на министерский пост?

Назначение «серой мышки» Ольги Васильевой на столь ключевой для государства пост оставляет много вопросов. Из диалога бывшего тандема, показанного по телевидению, можно понять, что главное достоинство нового министра в ее гендерной принадлежности.

«На смену Дмитрию Ливанову я предложил бы назначить женщину Ольгу Юрьевну Васильеву», — произнес Дмитрий Медведев. Новый повод подумать о размерах нынешней кремлевской «скамейки запасных».

Более серьезный вопрос — о лоббистских возможностях руководства Московской патриархии. Могли ли патриарх Кирилл или, скажем, епископ Тихон (Шевкунов), имевший репутацию «духовника Путина», продвинуть своего человека на министерский пост?

С Тихоном Ольга Юрьевна имеет довольно близкую дружбу — с тех пор, как в начале 2000-х они успешно осуществляли путинский проект поглощения Московской патриархией независимой до тех пор Русской зарубежной церкви. Затем Васильева преподавала церковную историю в Сретенской семинарии на Лубянке, формируя у будущих священников взгляд на свой предмет в духе того самого «сталинского ренессанса». И место преподавания было вполне подходящим. Есть ли у нового министра какая-то своя концепция реформы образования, сколько-нибудь серьезное и системное видение его проблем? Биография чиновницы скорее вынуждает дать отрицательный ответ. Но, может, это назначение не «технократическое», а чисто «идейное»?

Пока на все вопросы о своих планах на посту министра Ольга Юрьевна отвечает странно, немного в духе «божествования». Чтобы никто ничего не подумал, она уверяет: «У меня есть приоритеты, а все планы будут реализовываться в ходе моей работы. Главный приоритет — это учитель и педагог, это служение этой великой работе. Второй приоритет — извлечь лучший опыт, взять лучшее и двигаться вперед поступательно». Ну что ж, четко и ясно. А касательно подозрений в клерикализме министр понимает, что между церковью и образованием все же есть некоторая разница: «Я занималась историей церкви в годы войны, взаимоотношениями государства и церкви в XX веке. Перевести, наложить, отождествить эту исследовательскую деятельность с работой на посту министра образования было бы неправильно». А жаль. Ведь действительно интересно, что бы получилось с российским образованием, если бы его отождествили с историей церкви в годы войны.