Культура киевской руси кратко. Художественное своеобразие культуры киевской руси Таблица художественная культура киевской руси

Крещение Руси в 988 г., принятие византийского православия, не было случайным или неожиданным актом. Напротив, оно стало ответом на требование исторической необходимости, определившим важнейшие приоритеты русской культуры на последующее тысячелетие. Выбор, который был сделан Русью, князем Владимиром, был очень сложным и болезненным. Ведь он создавал необходимость смены духовных и нравственных приоритетов, на смену жизнелюбивому оптимизму язычества должна была прийти новая вера, ставившая во главу угла спасение души и основывающаяся на строгом исполнении нравственных норм и жестком самоограничении. Произошла настоящая духовная революция, разрушившая языческий фатализм и абсолютное спокойствие духа, бывшее следствием отсутствия свободы воли в языческом мировоззрении. Начался длительный путь осознания личности в человеке, чему особенно способствовала идея Христа как Богочеловека.

Киевская Русь далеко не сразу усвоила христианское мировоззрение, согласно которому чувственно воспринимаемый мир не обладает истинной реальностью, что он есть лишь отражение вечно существующего мира высших истин, приблизиться к смыслу которых можно через божественное откровение, веру, посредством созерцания и мистического прозрения. Слишком сильны были языческие представления на Руси - все земледельческие обряды, жизненный цикл человека были связаны с ними. Поэтому христианство тяжело утверждалось на Руси, не уничтожая, а впитывая и преобразовывая языческие культы, формируя феномен двоеверия , ставший характерной чертой русской культуры. Православие на Руси приобрело специфический характер, связанный с приоритетом обрядовой стороны религии. Посещение церковных служб, соблюдение постов, постоянные молитвы пронизывали всю жизнь русского человека. Но при этом он был невежественен в элементарных религиозных вопросах, весьма наивно толкуя православное вероучение. Таким образом, сформировался особый тип православия - формального, невежественного, синтезированного с языческой мистикой и практикой. Это привело к иррационализму , в целом свойственному русской культуре.

Тем не менее постепенно христианские формы обрядности меняли жизнь человека, его духовный мир, выстраивалась специфически русская система ценностей с приоритетом духовных ценностей, идеалом соборности - добровольного единения людей ради братства во Христе, отказом от признания самоценности труда и богатства, как на Западе. Личность на Руси никогда не была самоценной, она всегда растворялась в государстве, в общине. Идеалом стали вера и соборность, а не знание и индивидуализм. При этом церковь поддерживала светскую власть, не вмешиваясь в ее дела, копируя в этом византийскую модель.

Христианство оказало влияние на все стороны жизни Руси. Принятие новой религии помогло установить политические, торговые, культурные связи со странами христианского мира, способствовало становлению городской культуры. Церковь, занявшая центральное место в обществе, способствовала созданию на Руси великолепной архитектуры, искусства, распространению просвещения. Наибольшее влияние на русскую культуру, безусловно, оказали культурные контакты с Византией. Эти влияния удачно соединились с культурой языческой Руси, уже подготовленной к этому времени к восприятию новых сложных идей, в том числе и в области художественной культуры, что и дало в совокупности удивительный синтез, создавший великолепную и величественную культуру домонгольской Руси.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ X-XI века

ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА Языческий период в истории древних славян не был примером высокоразвитой цивилизации и не оставил образцов выдающихся памятников культуры. Принятие христианства было необходимым шагом для вхождения славян в содружество стран Западной Европы, стоящих на более высокой ступени развития Архитектурные памятники Древней Руси отражают развитие религиозных идей, а основные исторические этапы формирования единого Русского государства. Каменные соборы строились в честь наиболее важных событий истории Древней Руси. Легенда о выборе Владимиром христианской религии рассказана в «Повести временных лет»

В храме совершались не только богослужения и таинства (крещение, причастие и др.), но и светские церемонии - например, торжественное вступление князя на престол. В здании храма была резиденция митрополита (главы православной церкви). В Софийском соборе в Киеве была первая на Руси библиотека, архив, школа. Здесь хоронили князей и митрополитов. Сам Ярослав Мудрый был похоронен в этом храме в 1054 г. Храм этот в Киеве сохранился до сих пор. ВОПРОС: Какое сооружение являлось одновременно архивом, библиотекой, школой, залом для светских церемоний и кладбищем?

ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ КОНСТРУКЦИЯ И ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО Вместе с христианством Русь переняла у Византии крестово-купольную конструкцию храма. Церковь такого типа квадратная в плане. Ее внутреннее пространство разделено четырьмя столбами на три нефа (от лат.- корабль): центральный и боковые. Два свода пересекаются под прямым углом, образуя в подкупольном пространстве крест - важнейший символ христианства. На месте перёсечения сводов расположен световой барабан, увенчанный куполом. Он покоится на столбах, соединенных между собой арками (они называются подпружные арки). Верхнюю часть стен храма завершают закомары (от др.-рус. комар комора - свод). Они полукруглые, так как повторяют форму сводов.

Первые купола на Руси были невысокие, полукруглые. Они повторяли форму куполов византийских храмов. Затем появились шлемовидные купола (шлем, шелом - старинный воинский металлический головной убор), а еще позднее - луковичные. Число куполов имело символический смысл. Два купола означали божественное и земное происхождение Христа, три купола - символ Святой Троицы (Бог Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой), пять - Христос и четыре евангелиста, тринадцать - Христос и 12 учеников-апостолов. Каждый купол завершен православным крестом, всегда расположенным лицевой стороной к востоку.

Обычно храм имеет три входа: главный (западный) и два боковых (северный и южный). В Древней Руси вокруг церкви строили галереи, или гульбища (от слова «гулять»). Их возводили с трех сторон - северной, западной и южной. Некоторые храмы имели приделы пристройки, в каждой из которых был свой алтарь и могли совершать службы. Пристройка с западной стороны храма (там, где был главный вход) называлась притвор.

Под полом церкви находились подклети, в которых хоронили знатных людей и священнослужителей. Восточная часть храма имеет апсиды (от греч. апсида -дуга) - полукруглые выступы. В зависимости от размеров храма может быть одна или пять апсид. Каждая перекрыта полукуполом. В апсидах размещен алтарь («жертвенник»). В алтарь могут входить только мужчины.

В центре алтаря находится престол - квадратный каменный стол, символ гроба Господня. Согласно православной вере, во время богослужения Господь незримо пребывает на престоле. В южной части алтаря расположена ризница (дьяконник) - помещение, где хранится церковная утварь и облачения (ризы) священников. Слева от престола, в северной или северо-восточной части алтаря, есть специальный стол - жёртвенник. Во время службы на него кладут освященные хлеба и вино для причащения. От остального пространства церкви алтарь отделен иконостасом (перегородкой с иконами). Перед ним устроено возвышение - солея. По сторонам солеи расположены клиросы - места для певчих. Выступ в центре солеи, напротив Царских врат, называется амвон (от греч. «восходить»). С амвона произносятся проповеди, читается Евангелие.

Духовность ДУХОВНОСТЬ - такой высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно - смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности, находящиеся между собой вне иерархических взаимоотношениях. Духовность отличается от религиозности тем, что источником последней является внешний мир в виде предписаний и традиций, тогда как источником духовности является внутренний опыт человека.

Соборность Собо́рность - понятие, введённое русским философом А. С. Хомяковым (1804-1860), развитое в XIX славянофилами, охватывая весь уклад жизни, комплекс морально-этических норм внутри сообщества. Эти нормы безоговорочно осуждают индивидуализм, стремление отдельного человека противопоставить себя общности «единоверцев». Соборность отвергает такое понятие, как «личное счастье», утверждая, что «быть счастливым в одиночестве невозможно».

Черты древнерусского искусства 1. Отсутствие авторства (анонимность художественных произведений) 2. Каноничность выражалась в традиционно повторяющихся образов (в живописи существовали живописные подлинники, которые были образцом для подражания или копирования; в Древней Руси не было слова «композитор», были распевщики – которые соединяли церковные тексты с музыкальными звуками, опираясь на определенную модель творчества. Храмовая архитектура так же подчинялась каноническим предписаниям. В литературе – каждому лит-ому жанру соответствовала своя система стилистических оборотов, словесных формул. 3. Символичность. Мастера открывали образы, что сокрыты от взора живущих на земле. Символ есть связь между двумя мирами, знак иного мира в этом мире.

Первый расцвет древнерусского искусства связан с эпохой Киевской Руси, которая стала преемницей византийских традиций. В начале XI в. В Киеве было выстроено 400 храмов. До принятия православия языческая Русь поклонялась множеству богов. Крещение Руси в 988г. Дало мощный толчок развитию художественной культуры.

Архитектура Киева Золотые ворота – главный вход в город с юго-запада, со стороны Византии. Если ворота таковы, то каков же сам город? Золотые ворота. Реконструкция С.Высоцкого

Остатки Золотых ворот Парадный въезд в Киев представлял собой гигантское архитектурное сооружение – сводчатый массив, сложенный из кирпича и камня. Две параллельные стены, перекрытые сводом, образовывали проход глубиной в 25 м. Надвратная церковь Благовещения с золоченым куполом венчала сооружение. Две массивные створки центральных ворот были окованы позолоченной медью, ярко сверкавшей на солнце. Вероятнее всего, это и определило их название. В нижней части Золотых ворот, под церковью, находились хранилища для ценностей.

Реконструкция - саркофаг над Золотыми воротами

Одним из самых старых каменных сооружений Киева была Десятинная церковь, возведенная в 989 – 996гг. В честь пресвятой Богородицы. Реконструкция

Десятинная церковь По летописи, великий князь Владимир Красное Солнышко «помысли создати церковь пресвятыя Богородица и послав приведе мастеры от грек». Кирпичная церковь была заложена в Киёве рядом с княжеским двором в 989 г. Князь Владимир даровал ей десятину от своих доходов, поэтому церковь назвали Десятинной. Это древнейшая из известных нам монументальных построек на Руси. Многоглавая Дёсятинная церковь состояла из трех нефов, разделенных тремя парами столбов; Она имела три апсиды. Размеры ее были 27,2 х 18,2 м. С трех сторон ее окружали галереи. Внутри храма были хоры - балкон для князя и его приближенных. Здание церкви было построено из плинфы. Плинфа – плоский кирпич размером 30х40х5 см. В Киеве плинфа была особая, тонкая - всего 2,5-3 см толщиной. Многие мраморные детали внутренней отделки греческие мастера привезли с собой (Русь еще не знала мрамора). На площади перед храмом поставили «четыре коня медяны» - трофейные скульптуры из Корсуни. Церковь рухнула во время взятия Киева монголами в 1240 г., когда в ней укрылись оставшиеся в живых жители города. Сохранились лишь остатки фундамента.

Собор Св. Софии в Киеве В 1037 г. началось строительство грандиозного главного храма столицы - собора Св. Софии. Таким образом, Ярослав Мудрый провозглашал Киев равным Константинополю, где главный собор тоже был посвящен св. Софии. В 1019 г. Ярослав, прозванный Мудрым (978-1054), стал единым правителем Русской земли.

Собор Святой Софии Крестово-купольный пятинефный тринадцатиглавый храм, построенный после победы Ярослава Мудрого над печенегами. Продолжает традиции древнеславянского зодчества с его столпообразными срубами, клетями и златоверхими вышками. Храм не был побелен, а кирпич и серый гранитный камень (плинфа) чередовались с розовой цемянкой (раствор извести, песка и толченого кирпича), что придавало его стенам радующую глаз нарядность. Софийский собор в Киеве. XI в. (реконструкция).

Собор был выложен из красного кирпича, чередующегося с розовой цемянкой.

Строили собор русские мастера под руководством архитекторов из Византии. Колоны клали из кирпича. Карнизы, ограждения, полы исполнили из местного сланца, так называемого красного шифера, имеющего красивый малиново-фиолетовый цвет. Полы покрывали мозаикой. Снаружи собор украшали ниши и окна, выложенные из плинфы кресты и меандры - геометрические орнаменты, кладка со скрытым рядом и полосы шероховатого, необработанного камня. В Х V П-Х V Ш вв. собор подвергся переделкам. В наше время древняя кладка видна всего лишь на участках, где специально снята штукатурка.

Многоглавие составляет отличительный признак Софийского собора. Один большой и двенадцать более мелких куполов символизируют Христа и его двенадцать учеников.

София Киевская Двенадцать мощных крестообразных столбов расчленяют огромное внутреннее пространство Софии. Под главным куполом, в залитом светом пространстве произносились проповеди и совершались торжественные государственные церемонии, а в самом алтаре собиралось высшее духовенство. Наверху, на хорах, появлялись земные владыки: князь и его приближенные. Внизу же, там, где свет переходил в полумрак, толпился народ. Интерьер

София Киевская Обилие пролетов, арок, украшающих пространство храма, создавало впечатление монументальности и пышности его внутреннего убранства. Многочисленные красочные фрески и искрящиеся мозаики, покрывающие снизу доверху подкупольное пространство, стены, своды и столбы, придавали храму особую парадность и торжественность. Интерьер

Обилие пролетов и арок различного характера составляет существенную особенность помещений Софийского собора.

Пролеты и арки как бы «рифмуются» друг с другом, растут, ширятся и завершаются в обширном подкупольном пространстве огромной, обрамляющей алтарь триумфальной аркой.

Внутри здания купол воспринимался не как наибольший объем, а как наивысшее пространство, как главный источник света.

Внутри собора, высоко в центре под самым куполом, изображен Христос Вседержитель

Грандиозная фигура Богоматери (молящейся), вознесшей руки к своему Божественному сыну в молитве за род людской находится в апсиде.

Евхаристия

Над алтарем, в качестве прообраза происходящей в храме литургии изображено, как апостолы с протянутыми руками подходят к алтарю; Христос подает им вино и хлеб.

Главные изображения Софийского собора выполнены мозаикой и сосредоточены в центральной, самой парадной и светлой части храма.

Мозаики, изображающие отцов церкви, отличаются исключительной тонкостью красочных оттенков. Лучезарные краски вносят нечто светлое в эти строгие образы.

Христос Богоматерь

Григорий Чудотворец Григорий Нисский

Архангел

Единоборство Иакова с архангелом Михаилом.

В росписи храма наряду со священными лицами и событиями нашел себе место и тот реальный мир, который окружал человека. Семья Ярослава Мудрого

София Киевская Св. София горела два раза. В XIV в. храм стоял без крыши, с обрушившимися стенами и Современный вид развалившейся западной стороной. Несколько раз храм перестраивали. Последний – в XVIII в. в стиле украинского барокко.

Архитектура Великого Новгорода Новгородский Софийский собор в том виде, в каком он был возведен в XII в., не сохранился. Вначале он был одноглавым, с круглым куполом и тремя апсидами. При отстройке сгоревшего собора вокруг главы, поставленной на место старой, возвели еще четыре меньшего размера. К храму с обеих сторон стали пристраивать приделы.

София Новгородская Стены храма снаружи были лишены каких-либо декоративных деталей. Внешний облик отличается простотой, строгостью и асимметрией форм.

София Новгородская Во внутреннем убранстве храма применены двухарочные пролеты, четырех- и восьмигранные столбы. Стены и своды покрыты удивительными по красоте фресками.

«Слово о полку Игореве» В выражениях «Слова…» изображаются не только события неудачного похода на половцев Новгород-Северского князя Игоря в 1185 году, как об этом повествуется в летописях, но и припоминаются события из княжеских междоусобиц, походов и удачных битв, начиная с древнейших времен. Перед нами как бы народная история, народная эпопея в книжном изложении писателя конца XII в.

Виктор Васнецов. После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880 год.

В. Г. Перов «Плач Ярославны». 1881г.

Повесть временных лет Также называемая «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись») - наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. Охваченный период истории начинается с библейских времён во вводной части и заканчивается 1117 годом

Остромирово Евангелие Древнейшая русская рукописная книга, написанная в середине XI века Ценнейший памятник старославянского языка русского извода. Остромирово евангелие относится к богослужебному типу книг Священного писания. В основной части текста книга содержит евангельские ежедневные чтения Остромир являлся представителем одного из самых влиятельных русских родов: его дед – Добрыня (послужил прообразом для былинного Добрыни Никитича) – был дядей князю Владимиру Святославичу, крестившему Русь. Остромир – троюродный племянник князя Владимира, двоюродный дядя Изяслава – заказывает роскошную книгу, будучи в зените своей славы, ибо рассматривает свое посадничество в Новгороде почти как соправительство с киевским князем.

Использованные ресурсы: Е.П. Львова, Н.Н. Фомина «Мировая художественная культура. От зарождения до XVII века» Очерки истории. – М.: Питер, 2007г. Л. Любимов «Искусство Древнего Мира» - М.: Просвещение, 1980г. Н.Н. Куцман «Элективный курс Культура Древнего Мира». – Волгоград «Корифей», 2001г. Ю.Е. Галушкина «Мировая Художественная Культура». – Волгоград: Учитель, 2007г. Журнал «Искусство» №7 1993г. Т.Г. Грушевская «Словарь по МХК» – Москва: «Академия», 2001г. А.И. Немировский. «Книга для чтения по истории Древнего мира», 2000г. ЦОР «Мировая художественная культура 10-11 классы» ЗАО «Инфостудия Экон». ЦОР «Культурология» ЗАО «Новый диск». ЦОР «МХК от зарождения до XVII века» Издательский дом «Питер».


Состояли в политическом союзе чуть меньше трехсот лет. Однако именно за этот период была сформирована их духовная общность. Эта общность и сегодня оказывает немалое влияние на восточнославянские народы, стоящие особняком от других славян и традиционно считающиеся весьма близкими друг другу. Киевского государства дошла до нас в материальных и нематериальных свидетельствах IX-XVI веков: археологических артефактах, бесценных фресках и иконах монастырей, самих архитектурных формах, важнейших письменных источниках, народных былинах, проливающих свет на духовные ориентиры средневековых славян, и так далее. Когда говорят о древнерусской цивилизации, обычно имеют в виду период, который длился от начала собственно государственности в IX веке до окончательного укрепления Московского царства уже в XVI веке.

Культура Киевской Руси: кратко о литературе

Письменность сама по себе является отличной категорией от культуры. Однако она связана с ней весьма тесно. Ведь именно через научные, религиозные, дипломатические и политико-правовые тексты проявляет себя культура. Возникновение у восточных славян письменности связано в первую очередь с деятельностью греческих православных миссионеров, Кирилла и Мефодия. И именно с проникновением христианства связано интенсивное развитие культуры Киевской Руси. Славяне получили возможность уже не эпизодически (конечно, были отдельные образованные люди здесь и до этого), а широко приобщиться к книгам и самой прогрессивной на тот момент цивилизации, коей являлась христианская Византия.

Неудивительно, что самые важные письменные памятники созданы на глаголице: это и Изборник Святослава, и Остромирово Евангелие, и Мономаха, и Русская Правда Ярослава, и множество других важнейших документов того времени. Крайне важное место в литературе занимают художественно-исторические сказания: Слово о полку Игоревом, Повесть о взятии Батыем Рязани и другие. Вместе с тем большая часть средневекового русского письменного творчества так и не дошла до современников, будучи сожженной в пожарах монгольского вторжения.

Культура Киевской Руси: кратко об архитектуре

До самого X века у восточных славян архитектура в значительной степени была представлена деревянными строениями. Лишь в период правления Владимира происходит близкое знакомство с православной Византией, и как результат русские мастера перенимают греческие традиции в архитектуре. Возникают первые на Руси монументальные каменные строения. Конечно, это изначально были монастыри и церкви, которые во многом унаследовали черты греческих прототипов.

Культура Киевской Руси: кратко об изобразительном искусстве

Среди прочего православие еще и стимулировало развитие художественных навыков местных умельцев. Проявлялось это прежде всего во фресках и мозаиках, которыми были щедро усыпаны стены храмов. Важной составляющей художественного искусства стала роспись икон. Интересно, что влияние византийских канонов на иконопись прослеживалось в дальнейшей культуре русских земель еще более длительный период, чем в архитектуре.

Культура Киевской Руси: кратко о музыке

Тесно связана была с местным фольклором. Последний выражался в основном через культовые песни, поэзию, былины и так далее. Кстати, в этой области влияние православия и византийской культуры было существенно меньшим. Былины и сказания уходили корнями в языческое прошлое славян.

В наибольшей степени о культуре Древней Руси можно судить по архитектурным памятникам . В дохристианской Руси были замечательные деревянные строения, в том числе церковные, с приходом же христианства началось и каменное строительство (поначалу под руководством византийских мастеров). Византийский крестово-купольный храм стал основной архитектурной формой на Руси. Одним из первых таких строений была Десятинная церковь Успения Богородицы под Киевом (989-996). Она имела 25 глав и занимала 900 м 2 , на ее содержание отпускалась десятина доходов князя. Была разрушена Батыем в 1240 г. Величественный 13-купольный собор Киевской Софии был возведен при Ярославе Мудром. Название собора, одинаковое с константинопольским, свидетельствовало о претензиях Киева на равенство с Царьградом, Руси с Византией. Сохранились мозаики на стенах и полу, фрески с изображением не только религиозных, но и бытовых сцен - скоморошьих плясок, охоты на медведя, а также семей Ярослава и других князей. Вместе с тем в самой символике русского православного храма с самого начала происходило неукоснительное следование классическим византийским канонам. На Руси и до этого строили купольные храмы, а теперь подкупольное пространство занимал Вседержитель, как бы царящий над миром. В апсиде (округлой алтарной части) находилась Богоматерь молящая. На сводах, столпах и стенах в сложном иерархическом порядке изображались архангелы - христово воинство, затем - пророки, отцы церкви, мученики, сцены из Нового Завета.

В 30-е гг. XI века были установлены каменные Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения. Софийский собор был построен (в 1045-1050 гг.) также в Новгороде. В нем явственны черты уже русского северного зодчества, он строже, мощнее известняковые стены. Соборы были построены в Полоцке, Чернигове и даже в Тмутаракани, на самом юге Киевской Руси, в городе, столь далеком по тем временам, что он казался даже скорее сказочным. В раскопках русских городов удалось обнаружить и следы гражданского строительства в X-XI вв., вполне добротного.



Выдающиеся произведения древнерусской культуры были созданы в области литературы . Наивысшие ее достижения - безусловно, летописи . Древнейшая из них - «Повесть временных лет », авторство которой приписывают Нестору. Сохранилась она только в рукописных копиях - в сборнике 1377 г. под названием Лаврентьевской рукописи (по имени монаха-переписчика), куда были приписаны и более поздние события, добавлены «Поучения Владимира Мономаха» и «Суздальская летопись» (до 1305 г.), а также в Ипатьевской рукописи начала XV века. Нестору приписывается авторство и первых «Житий» - Бориса и Глеба, а также Феодосия Печерского. Ярким образцом торжественного красноречия является «Слово о законе и благодати » XI века. Сохранились также переводы раннехристианских отцов церкви - Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Нисского. Широкой популярностью пользовалась знаменитая в средневековой Европе «Христианская топография» Козьмы Индикоплова. Переводчики, как правило, давали собственную трактовку событий, многое добавляли от себя, что делало и перевод самостоятельным жанром.

Создание книг само по себе было целым искусством, сложным и ответственным. Даже после появления печатного станка на Руси длительное время писали на пергаменте, выделанном из телячьей шкуры. Использовались для этого гусиные перья, обмакиваемые в чернила или киноварь. Сложность и дороговизна работы вынуждала к экономии письма: слова не разделялись, наиболее употребимые слова сокращались под «титлами». Торжественный, строгий почерк XI-XIII века получил название уставного . Тем не менее, страницы книг украшались художественными миниатюрами, затейливо выписывались заглавные буквы. Переплет-оклад делался из дерева и обтягивался тисненой кожей, нередко украшался золотом или серебром, драгоценными камнями, финифтью. Наиболее известны Остромирово Евангелие XI века и Мстиславово Евангелие XII века.

Важнейшее место как в церковной службе, так и в повседневной жизни принадлежало музыке . Уже в первых рукописных книгах содержались песни для богослужения, приглашались поначалу греческие и болгарские мастера церковного пения. Стали сочиняться также гимны в честь собственных святых. Наиболее ранний из них - кондак (торжественное песнопение) памяти невинно убиенных Бориса и Глеба. Церковное пение длительное время было одноголосным, как и в Европе.

Не была забыта и народная музыка . Пели и плясали не только простые люди, но и знать. При княжеских дворах появились и профессиональные музыканты. Особым явлением народной, «смеховой» культуры на Руси были скоморохи , соединявшие в себе музыкантов, певцов, плясунов, акробатов, жонглеров, фокусников, шутов, потешников. В «Повести временных лет» говорится о скоморохах, игравших на гуслях, сопелках, бубнах, гудках, трубах, рожках, свирелях, цевницах, волынках. На торжественных событиях звучали фанфары. Народ любил коллективные игрища, устраиваемые на бытовые и земледельческие праздники.

Произведения художественной культуры создавались также мастерами ремесел . В Киевской Руси развиты были металлообработка, гончарное и ювелирное ремесло. Изделия русских ювелиров пользовались особым спросом. Они выполнялись в технике зерни - напаянного узора из многих шариков, скани - рисунка из тонкой проволоки, с высоким мастерством создавались эмали .

Распад Киевской Руси

Два с половиной века мирной, созидательной жизни сменились распрями и междоусобицами, начавшимися сразу после смерти Владимира Мономаха в 1125 г. В 1132 г. все княжества Руси вышли из повиновения Киеву, и наступила феодальная раздробленность. Стали обособляться русские города, которые ныне принято относить к Золотому кольцу - Владимир, Суздаль, Ростов Великий. Андрей Боголюбский (1111-1174), сын Юрия Долгорукого, объявив Владимир столицей Ростово-Суздальского княжества, перевез туда из Киева главную святыню - византийскую икону Богоматери, которая была символом православной Руси. Он даже переименовал эту икону во Владимирскую Божью Мать . Был сооружен во Владимире и храм Успения Богородицы . Даже названиями храма и икон Владимир противопоставил себя Киеву и Новгороду с их храмами Софии.

В 1169 г. войска Андрея Боголюбского захватили Киев и разграбили его. «И раздьрася вся русская земля», написано в одной из хроник, где безудержное умножение княжеств с неизбежными распрями было названо «погибелью земли русской». Этим не преминули воспользоваться татаро-монгольские захватчики. «Из-за грехов наших пришли народы неизвестные, безбожные, и никто не знает, кто они, откуда, каков их язык», - скорбит тверская летопись. Даже нашествие не сплотило опьяненные вольностью княжества (к тому времени порядка 50), каждое из которых надеялось остаться в стороне, некоторые в борьбе за власть даже вступали в сговор с захватчиками. Сам Андрей был убит. Правда, в начале распрей была все же попытка прекратить их. В 1147 г. князем Юрием Долгоруким (кон. XI в. - 1157) точно посредине Суздальского княжества был основан новый город - Москва . Не скоро, однако, ей удалось стать новым центром сплочения русских земель.