Проект древние земледельцы и скотоводы. Первые земледельцы и животноводы

Главная > Урок

Урок 1. Первобытные земледельцы и

скотоводы. Возникновение земледелия и

скотоводства

I. Проверочная работа. (Учитель зачитывает вопросы, учащиеся письменно отвечают, на доске - оформление проверочной работы) 1. Когда человек выделился из живой природы? (Около 3... лет назад) 2. Материк, где были обнаружены останки первого человека...

А Ф Р И К А
3. Как назывался первый человеческий коллектив? С Т А Д О 4. Чем первый человек отличался от животных?
У л
И ь
о я Т. А
5. Назовите первые орудия труда: ..., ....... и... 6. Каменный век - это... 7. Первые занятия человека - ... и... 8. Присваивающее хозяйство - это хозяйство, при котором человек.. 9. Какой период на Земле стал суровым экзаменом для челове-ка, но он выжил благодаря овладению огнем, умению шить одежду, строить жилище, охотиться?
Л Е Д Н И К О В Ы Й
10. Зазубренный костяной наконечник копий для рыбной лов- ли...
Г А Р П У Н
11. Твердый камень, легко раскалывающийся на пластины с острыми краями...
К Р Е М Е Н Ь
13.Вставьте пропущенные слова: Родовая община - это коллектив..., которые жили и труди-лись..., имели... имущество (..., ..., ...). 14. Соедините стрелками: homo habilis человекразумньщ homo erektus –у человек умелый homo sapiens человек прямой овладел огнем родами и племенами научился делать орудия труда 15. Объясните, как вы поняли, какое общество называют пер-вобытным. II. Новая тема (В ходе объяснения новой темы учитель прикрепляет на доску карточки со следующими изображениями: хижина, границы поселка, озеро, лес возле поселка и за озером, старейшина, собака, собака с охотниками, кабан, поросята, козлята, женщина с серпом, зернотерка, колосья ячменя и пшеницы, глиняная посуда, ткацкий станок и другие) Учитель: Представьте, что перед вами родовой поселок, су-1 шествовавший в жаркой южной стране 10 тыс. лет назад. Дома сдела-ны из глины, перемешанной с рубленой соломой дикого ячменя и пше-ницы. Поселение окружено каменной оградой. Рядом озеро, вокруг кустарники и деревья, заросли дикого ячменя и пшеницы. Жители по-селка охотились на-диких коз, свиней, оленей, лошадей, ловили рыбу Вопрос: Вспомните, как называется такое хозяйство. (При-сваивающее) Во главе родовой общины стоял старейшина . Задание: Найдите в п. 4 §4 объяснение, кого называли ста-рейшинами. Итак, это был пожилой, но еще полный сил мужчина. Он луч-ше остальных членов рода разбирался в природе, в животных и расте-ниях. Каждому старейшина мог дать ценный совет. Вот подошла к не-му группа охотников: «Скажите, старейшина, в какой лес нам идти охотиться на кабана: в ближайший, рядом с поселком, или в дальний за озером?» Старейшина взглянет на небо, покрытое тучами, и скажет: «Я много раз ходил на кабана. В это время года, когда листья желтеют, когда непрерывно льют дожди, ступайте в дальний лес - в тот, что за озером. Там вернее найдете логово кабана». Охотники следуют этому совету и вскоре убеждаются в том, что старейшина был прав. Подходят к старейшине мальчики, волнуются, перебивают друг друга: «Старейшина, мы выехали на середину озера в лодке... Я как ударил гарпуном по рыбе, чуть лодка не перевернулась, еле гарпун удержал в руках: такая рыбина попалась! Вот, думаю, всех удивим! Но рыба сорвалась! До чего обидно!» Смеется старейшина: «Покажите-ка мне ваш гарпун... Ну, ясно: зазубрины на нем совсем затупились - вот рыба и сорвалась. Но не горюйте, идите в хижину, возьмите новый гарпун и попытайте еще раз счастье на озере!» Тут маленькие дети приносят и показывают старейшине гри-бы, которые они собрали в лесу. «Этот гриб вкусный. Вот этот тоже годится в пищу... А этот гриб скверный, от него будут животы бо-леть». Однако старейшина с его огромным опытом, прекрасной на-блюдательностью и цепкой памятью не только давал советы. Он сам участвовал в охоте, вел за собой охотников, всегда находился в самых опасных местах, был отважен и не прятался ни за чьи спины. За все это родичи и уважали старейшину. Они сами его выбрали и доверяли ему во всем. Часто на охоте люди замечали, что вместе с ними раненого зверя преследовали собаки. Иногда собаки раньше человека настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники его приканчивали, разделывали тушу, а выброшенные внутренности пожирали собаки. Дикие собаки подбегали и к самому поселку, копались в отбросах, пре-дупреждая лаем о приближении других хищников. Собака стала первым домашним животным, она помогала че-ловеку на охоте. Теперь, отправляясь на охоту, жители поселка брали с собой собак. Те находили логово кабана. Охотники убивали зверя, а маленьких поросят приносили домой. Благодаря луку и стрелам у лю-дей стало больше мяса, потому не было необходимости съедать поро-сят сразу, их стали держать за оградой. Так же поступали с пойманны-ми козлятами. Живя около людей, животные привыкали к ним. Посте-пенно люди приручили свиней, коз, овец, коров, лошадей. Так возник-ло скотоводство. Запись в тетради: Охота - скотоводство Когда мужчины уходили на охоту, женщины занимались со бирательством. Они срезали колосья дикого ячменя и пшеницы ножа ми, состоявшими из мелких и острых кремневых пластинок, вставлен ных в кость или рог. Задание: Обратите внимание на рис. вверху стр.19. Назо вите изображенное орудие труда. Женщины приносили злаки в поселок и растирали их на зес нотерках, состоявших из двух плоских камней. На том месте, где зерн измельчалось, на следующий год вырастали колосья. Долгое врем люди не обращали на это внимания. Но однажды женщины сделал замечательное открытие. Они поняли, что зерно, брошенное в земель прорастает, дает колос, срезав который, можно получить много зерен Так возникло земледелие. Самые древние поселения земледельцев возникли в Передней Азии (это земли Турции, Ирана, Ирака, Палестины). В других район; Земли первые земледельцы выращивали другие полезные растения фасоль и кукурузу - в Центральной Америке, картофель - в Южной Америке, бананы и сахарный тростник - в Индии, просо и рис - в Китае. Собирательство - земледелие. Вопросы: -Прочитайте название первого пункта §4. Почему первое щ митивное земледелие получило такое название? -Какие природные условия необходимы были для занятия л тыжным земледелием? (Теплый климат, обилие влаги, мягь почва) -Щрочитайте третий абзац n.l §4 и объясните, почему п воначально сложившуюся систему земледелия назвали подсеч огневой? -Какие изменения произошли в жизни людей с появлен; земледелия и скотоводства? (С появлением этих занятий жизнь людей перестала зависеть от удачи на охоте и в поиске растений. Они заня-лись производством хлеба, овощей, мяса, кожи, шерсти, рога. Жизнь людей улучшилась.) Учитель: На смену присваивающему хозяйству пришло производящее. Запись в тетрадях: Производящее хозяйство - это хозяйство, при кото-ром человек сам производил все то, что было необходимо ему для жизни, занимался земледелием и скотоводством. Вести такое хозяйство было нелегко, требовалось немало уси-лий: расчистить каменным топором поле для посева, разрыхлить землю деревянной мотыгой, убрать созревший урожай костяным серпом. Лю-ди не могли справиться в одиночку, такой труд был под силу только большому коллективу. Отношения в родовой общине становились все более сплочен-ными. Задание (при наличии времени): Прочитайте §4, п.З, назови-те, какими занятиями еще овладел человек? (Научился изготавли-вать посуду, ткать, сверлить и шлифовать.) Домашнее задание: 1) Прочитайте §4. 2) Ответьте на вопросы №1-3 на с.22. 3) Выучите понятие «производящее хозяйство». 4) ^Представьте себе, что вы побывали в родовом поселке земледельцев и скотоводов. Опишите все их занятия, включив в свой рассказ названия орудий труда. Урок 9. Древний Египет. Государство на берегах Нила Учитель: Время с III тысячелетия до н.э. до середины V века нашей эры называют историей древнего мирз. 4--1-*--I- тыс. L н.э. история древнего мира Древняя Греция (см. стр. 111) Древний Рим (см. стр. 201) Древний Восток: - Египет (см. стр. 31) - Вавилон (см. стр. 66) - Китай (см. стр. 101) - Индия (см. стр. 93) Задание: Прочитайте введение к разделу «Древний Восток» на стр. 32. Учитель: При чтении мы встретились с понятием «государст-во», это форма организации человеческого общества, пришедшая на смену соседской общине, родоплеменным отношениям. На доске: СТАДО РОДОВАЯ ОБЩИНА СОСЕДСКАЯ ОБЩИНА ГОСУДАРСТВО «Государство» можно спутать с понятием «страна». На, доске: Государство Ф страна. Но это не так. Страна - это местность, часть поверхности земного шара, пространство, простор. Страна бывает большой или...? Горной или...? Жаркой или...? Например, что мы имеем в виду, когда говорим «страна Еги-пет»? Это местность, где протекает река Нил от первого порога до мо-ря, ее берега, дельта, горные обрывы на границе с пустыней. Страна Египет существует в наши дни, существовала и до возникновения го-сударства. Что же это такое? Понятие «государство» связано с понятием «власть». Власть - способность и возможность оказывать опре-деляющее воздействие на поведение, мысли и чувства других людей. Вопросы: 1) Существовала ли власть до возникновения госу-дарства? Кто ею распоряжался? (В условиях родового строя общинники все вопросы решали сообща, контроль за исполнением этих решений осу-ществляли старейшины, вождь. Власть вождя была выборной, опиралась на авторитет, уважение, признание достоинств вождя со стгюронь5 всех членов рода.) 2) Чем же отличается власть царя, правителя государства, от власти вождя? Свою власть царь получал по наследству от отца, не всегда обладая необходимыми знаниями, умениями, способно-стями, опытом, мудростью. Поэтому власть приходилось удерживать силой с помощью войска, поручения и приказы ца-ря выполняли чиновники -люди, находившиеся на службе госу-дарства. 3) Почему же вожди и старейшины не нуждались в примене-нии силы? Вспомните один из признаков первобытного общества. (Не было угнетения, никто не заставлял никого тру-диться. Это делали все, чтобы выжить. Вождь управлял де-лами племени, опираясь на обычаи и традиции, следование ко-торым было важным условием выживания.) Учитель: Итак, в вышеизложенном смысле государство - это власть, нуждающаяся в применении силы. Однако эта власть выполня-" ет важные для общества функции: - объединяет население, проживающее" на определенной тер-ритории, для решения общих дел; - регулирует отношения между людьми, управителями и управляемыми. ^ Вопрос: Как же отличить государство от другие форм ор-ганизации человеческого общества? (Опираясь на мА на стр.32, учащиеся могут выделить следующие признаки государст-ва: 1. Во главе государства стоит царь. 2. Власть царя передается по наследству. 3. Государство имеет свою территорию. 4. Государства-города окружались крепостной стеной. Вопрос: Почему? 5. В глотом городе (столице) жил царь, находилась казна. 6. С появлением государства возникла письменность. Она спо-собствовала укреплению власти царя (запись законов и приказов), сохранению и увеличению его богатств (т.е. собственности). Собственность - имущество, владелец которой мо-жет распоряжаться им по своему усмотрению (подарить, про-дать и т.д.) 7. Государство возникает тогда, когда появляется неравенство (т.е. богатые, свободные и бедные, рабы). 8. Государство возникает там, где земледелие становится глав-ным занятием. (Государство организует общественные работы, связан-ные с занятием земледелием. Появление излишков и присвоение их теми, кто осуществляет управление, ведет к неравенству, зарождению особого аппарата власти - государства) Учитель: Итак, первые государства возникли там, где люди раньше перешли к земледелию. Вопрос: Как вы думаете, какие природные условия необходи-мы для этого? На доске: влага -^--- разливы Нила солнце <;--- экватор почва *z.--- ivi Одно из государств возникло в северо-восточной Африке, на берегах реки Нил. Обратите внимание на карту в учебнике на стр. 31. Здесь располагалась страна Египет от первого порога Нила до его впа-дения в Средиземное море. Жизнь была возможна только по берегам Нила, от воды и до горных обрывов. А в некоторых местах скаль! вплотную подступают к Нилу (приблизительно 12-15 км). Обратите внимание, как располагается эта страна по отноше-нию к экватору. Вопрос: О чем это говори В июле в Египте очень жарко. Беспощадно палит солнце (до +50° С). От зноя почва ссыхается, покрывается трещинами, становится твердой, как камень. В таких условиях реки мелеют. С Нилом же происходит нечто странное и непонятное. Вода в нем все прибывает и прибывает. Нил выходит из берегов. Начинается разлив. Водой покрывается весь Египет. Вода стоит до ноября, затем река постепенно входит б свои берега. Земля хорошо пропитывается влагой, а на ее поверхности остается плодородный слой ила. За тысячи лет благодаря разливам Нила образовался толстый слой жирного чер-нозема. Древние греки называли эту страну Дар Нила. Вопрос: Как вы думаете, почему? Правы ли были они? Свою землю египтяне называли Кемет, т.е. «черная», в отли-чие or желтых или красных песков пустыни, окружавших долину Ни-ла. Другое название страны и ее столицы было Xem-Kaa-Птах, от которого произошло слово «Египет». Если бы мы спросили древнего египтянина, отчего каждый год Нил выходит из берегов, то он ответил бы: «Слушайте, я расскажу об этом. Вы уже знаете, что на Ниле есть пороги. За первым порогом на-ходится охраняемая священным змеем пещера, в которой сидит речной бог Хапи. В его руках два сосуда с водой. Бог Хапи наклоняет сосуды то больше, то меньше. Летом он сильнее наклоняет сосуды, вода льет из них потоками и попадает в Нил. Река вздувается, выходит из бере-гов и заливает всю страну... Без разливов Нила не было бы жизни на его берегах. Поэтому мы поем благодарственные песни доброму богу: «Слава тебе, Нил, идущий, чтобы Египет оживить!» Вопрос: А каковы действительные причины разливов Нила? Откуда же берется столько воды? Ведь Нил течет тысячи километ-ров по ужасающей из пустынь, не имея ни одного притока. Дождей в долине Нила почти не бывает. Попробуйте найти ответ в учебнике в §J, м.2, а&э.). - Почему эти причины не были известны египтянам? - О Ниле египтяне сложили гимны. Прочитайте один из них в учебнике на стр. 34. Набожные египтяне издавна причисляли Нил-Хапи к сонму богов. Его изображали в виде тучного мужчины с отвислыми сосками, жирным, в складках, перепоясанным животом, в сандалиях, что счита-лось символом богатства. На голове у него был надет венок из водяных растений. 1^ногие города носили его имя. Его называли «отцом богов». - Прочитайте п.2 §6 и докажите, что в Египте сложились все условия, благоприятные для земледелия. Учитель: Земледелие не сразу стало главным занятием егип-тян. В Египте, зажатом с двух сторон пустынями, «готовых» полей бы-ло мало. Непроходимые топи покрывали большую часть страны. В не-которых местах при разливах вода застаивалась, заболачивалась. Над болотами вились тучи насекомых, укусы которых вызывали лихорадку. От болот шли зловонные испарения, они кишели ядовитыми змеями. Трясина засасывала людей и скот. Многие "поколения египтян вели борьбу с болотами: стоя по колено в гниющей воде, египтяне рыли ка-навы, в которые собиралась вода. Ее отводили в Нил. А жаркое афри-канское солнце осушало почву. Вопрос: С чем же приходилось бороться египтянам? Берега Нила покрыты высоким тростником - в 2-3 человече-ских роста - непроходимые заросли папируса. Ценных пород дерева в Египте не было. Из папируса делали хижины, обмазывая их глиной, а также лодки. Из тонких побегов па-пируса плели коврики, на которых спали. Молодые побеги папируса употребляли в пишу. Позже из этого тростника изготовляли материал для письма. Итак, папирус, несомненно, был полезным растением. Но и он приносил немало хлопот: заросли папируса занимали слишком много места, необ-ходимого для урожая; в зарослях прятались хищники, нападавшие на людей. На доске: болота, папирус, засуха (Эти слова учитель выпи-сывает поочередно по ходу изложения материала) Египтяне - жители страны - боялись песчаных и каменистых пустынь. Там пылало раскаленное солнце, не было воды, путники из-немогали от жажды. Один египтянин заблудился в пустыне, чудом спасся и потом рассказывал: «Задыхался я, горло мое горело, и сказал я: «Это вкус смерти!» 50 дней в году со стороны пустыни дули ветры-суховеи, несущие раскаленный песок и пыль. Песок скрипит на зубах, пыль проникает в складки одежды, воспаляются глаза. От жары и от-сутствия влаги гибнут растения. Вопрос: С чем Dice еще приходилось бороться древним егип-тянам? Учитель (при наличии времени): Давайте совершим путеше-ствие в Древний Египет и побываем в гостях у: земледельца -1 вариант §7 п.2; ремесленника-II вариант §7 п.2. Задание: Прочитайте §7 п.2, 4 и составьте краткий рас-сказ. К тонксьму подвешивали на веревке длинный, в пять-шесть локтей, со-суд из холста или обожженной глины. Крестьянин тянул веревку вниз, чтобы наполнить сосуд, затем вверх, чтобы поднять его. Он выливал воду в желоб и все начинал сначала. В каждом саду был хотя бы небольшой виноградник. Из вино-града делали вино, которое хранили в специальных оплетенных кув-шинах. Сборщики винограда руками срывали его, не прибегая к но-жам, наполняли корзины. Весь виноград собирали в большой чан (см. в учебнике рис. на стр.36). С двух сторон чана, друг против друга, стояли два шеста с развилкой на концах. Они поддерживали перекладину, с которой свисали пять-шесть веревок. Когда чан заполнялся, виноделы забирались в него и, держась за веревки, может быть, потому, что дно чана не было плоским, с усердием давили виноград ногами. Сок выте-кал через два или три отверстия в большие чаши. Затем сок переливали в кувшины и оставляли бродить. Когда брожение заканчивалось, вино переливали в другие кувшины с узким горлом, которое запечатывали гипсом. У египтян было много животных, часть из которых они приру-чили первыми, например, гуся и утку, быка, осла, козу, антилопу, а также сокола (знатные египтяне очень любили соколиную охоту). Верблюдов в Африке в древности не было. Лошадь попала в Египет поздно. Египет славился своими мастерами: каменотесами, рудокопа-ми, резчиками по камню и дереву, точильщиками каменных ваз, юве-лирами и гранильщиками, оружейниками, столярами и плотниками, мастерами по изготовлению колесниц и кораблестроителями, кожев-никами и ткачами. Природа в изобилии предоставляла ремесленникам материал: известняк, кварцит, песчаник, гранит (трех сортов - розовый, серый и черный), медь и олово, золото и серебро, бирюзу и малахит. Египтяне отличались чистоплотностью и очень заботились о чистоте тела, одежды и своих жилищ. Египтяне мылись несколько раз в день: утром, до и после каждой трапезы. Египтяне носили набедренные повязки и украшения: на запя-стье - один или" множество браслетов, на пальце - кольцо, на шее -нагрудное ожерелье из 5-6-ти рядов бус. Сандалии были известны с глубокой древности, но египтяне берегли их. Земледельцы, к примеру, отправляясь по делам, несли сандалии в руках или подвязывали их к концу палки. Они обувались на месте. Сандалии плели из папируса, кожи р даже делали из золота. Некоторые египтяне ходили в прямых, доходящих до щиколо-ток платьях на бретельках, без всяких украшений. Но большинство предпочитало этой одежде гофрированное льняное платье - тунику. Египтяне ели мясо (прежде всего знатные), рыбу, лук и чеснок, огурцы, арбузы и дыни, а также виноград, финики, фиги. Молоко счи-талось настоящим лакомством. Из муки выпекали разнообразные хле-бобулочные изделия с добавлением в тесто меда, молока, яиц, разных фруктов, масла и тому подобное. Национальным напитком египтян было пиво. Его пили повсю-ду - дома, в поле, в харчевнях. Пиво делали из ячменя или пшеницы и фиников. Также ценили вино. Домашнее задание: 1) Прочитайте §6 п. 1-2, §7 п.2-4. 2) Ответьте на вопросы №1-2 к §6 на стр.35 и №1 к §7 на стр. 39. 3) Составьте рассказ о том, как трудились строители, гор-шечники, кожевники. Используйте иллюстрации учебника на стр. 38-39 или от имени земледельца о том, как прошел его день. 4) Выпишите в тетрадь новые понятия и выучите их.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

1.Появление мотыжного земледелия. 2.Приручение животных. 3.Появление ремесла. 4.Род и племя. 5.Мировоззрение.

Заполните таблицу и сделайте вывод: Что явилось главной причиной появления новых отраслей хозяйства?

Однажды люди замети-ли, что зерна просы-панные у входа в пе-щеру дали всходы. Женщины стали рых-лить землю при по-мощи мотыги и бро-сать в землю зерна. Так появилось земле-делие.

Кроме мотыги в земле-делии применялись каменный топор и серп. При помощи топора вы рубали деревья и кус тарник, затем выкор-чевывали пни, и все сжигали. Пепел перемешивали с землей.Он выступал в качестве удобрения

Урожай собирали при помощи серпа, изготав ливавшегося из кости. В серп вставляли ка-менные лезвия. Полученное зерно перети рали в муку, затем ее смешивали с водой и полученную массу вы пекали у костра на уг-лях.

В это же время появилось скотоводство. Мужчины возвращаясь с охоты иногда приводили раненых животных,или детенышей. Первым домашним живот-ным стала собака. Затем были приручены свиньи, козы,овцы и коровы. Появление земледелия и скотоводства стало воз-можным потому что у людей появились изли-шки продуктов. Почему? Хозяйство постепенно ста-ло превращаться из при-сваивающего в произво- дящее. Теперь благосостояние лю дей зависело только от их труда.

С развитием хозяйства люди стали больше уделять вни- мание изготовлению ору-дий труда и домашней утва ри. Издавнв люди плели козины из прутьев и обмазывали их глиной. Глина размока-ла если в корзину попада-ла вода. Однажды,когда корзина по-пала в огонь глина обгоре-ла и стала твердой.

В это же время появилось ткачество.Был изобре-тен простейший ткац-кий станок. Нити делали из льна, или пряли из шерсти живот-ных. У людей появилась льня-ная и шерстяная одеж-да и они стали более за-щищенными перед не-погодой.

Древние люди освоили довольно сложные для того уровня тех-нологии. На слайде изображен первобытный свер-лильный станок. При его помощи люди сверлили отверстия в каменных топорах и затем вставляли в них древко.

Родовая община Родовая община Племя Браки старейшина старейшина Совет старейшин

Для людей все в природе было одушевленным.Мир,по их мнению,был населен духами. Самые могущественные духи назывались богами. Если все вокруг живое, то со всем можно договориться-нужно только обратить к бо-гам просьбу- молитву. Изображения богов называ-лись идолами. Для задобре-ния богов к идолам приноси-ли жертвы


Cлайд 1

Первобытные земледельцы и скотоводы Автор – Александр ХУДОБЕЦ Украина Александр Худобец Киев

Cлайд 2

Первобытные земледельцы и скотоводы Приблизительно 13 тыс. лет тому климат потеплел и условия существования людей снова изменились Больших животных стало меньше Появились маленькие и быстробегающие звери, на которых охотиться было сложнее

Cлайд 3

Появление новых орудий труда Поэтому в это время появился лук, стрела из которого летела дальше и точнее, чем брошенное рукой копье. Был изобретён и каменный топор, который представлял собой привязанное к палке жилами животных ручное рубило. Люди овладели реками, озёрами и морями, строя из связанных стволов деревянные плоты. Позднее из толстых стволов деревьев начали выдалбливать лодки.

Cлайд 4

Первобытные земледельцы Заметив, что семена диких злаков, упав в рыхлую землю, прорастают, образовывая колосья, люди начали сеять их. Так из собирательства возникло земледелие

Cлайд 5

Стадии мотыжного земледелия Мужчины топорами расчищали землю от кустов и деревьев... Рисунок взят: Годер Г.И. Дидактические задания по истории древнего мира. Москва

Cлайд 6

Стадии мотыжного земледелия …женщины разрыхляли почву мотыгой – палкой с прикреплённым к ней наконечником из рога или камня… Рисунок взят: Годер Г.И. Дидактические задания по истории древнего мира. Москва

Cлайд 7

Стадии мотыжного земледелия …а потом засевали в землю зёрна. Рисунок взят: Годер Г.И. Дидактические задания по истории древнего мира. Москва

Cлайд 8

Стадии мотыжного земледелия Колосья собирали серпами из рога или кости, вставляя в них острые камни. Мотыжное земледелие требовало больших физических усилий, но давало постоянные урожаи. Оно лучше, по сравнению с собирательством обеспечивало людей едой. Рисунок взят: Годер Г.И. Дидактические задания по истории древнего мира. Москва

Cлайд 9

Первобытные земледельцы и скотоводы Древнейшие селения земледельцев возникли в Передней Азии 10 тыс. лет тому. Первыми сельскохозяйственными растениями были пшеница и ячмень. Из Передней Азии земледелие распространилось на другие регионы. Рисунок взят: Годер Г.И. Дидактические задания по истории древнего мира. Москва

Cлайд 10

Первобытные земледельцы и скотоводы Началось одомашнивание животных. Первой была приручена собака, которая помогала людям во время охоты и охраняла жильё человека.

Cлайд 11

Первобытные земледельцы и скотоводы Когда у членов рода было достаточно мяса, охотники не убивали всех пойманных животных, оставляя живыми козлят, поросят, ягнят и других молодых животных. Люди приручили и научились разводить свиней, овец, коз, коров. Так из охоты возникло скотоводство. Это произошло приблизительно одновременно с переходом от собирательства к земледелию.

Cлайд 12

Cлайд 13

Первобытные ремесленники Переход к осёдлости способствовал развитию ремёсел – изготовлению изделий (предметов), которые не встречаются в Природе. Люди усовершенствовали обработку камня: около 7 тыс. лет назад они научились сверлить и шлифовать камень…

Потепление на Земле и его влияние на жизнь человечества . Около 13 тысяч лет назад на Земле значительно потеплело. На севере Европы начал таять ледник. Тундры постепенно зарастали лесами и кустарниками. Более полноводными становились реки. Привычные к холоду животные отошли на север. Вымерли мамонты. Постепенно вывелись стада крупных травоядных животных. Человек был вынужден перейти к охоте на оленей, кабанов и иных более мелких зверей. Люди продолжали заниматься рыбной ловлей, собиранием ягод, грибов, орехов, полезных растений.
Большие изменения в климате и природе начали происходить в странах на юг от Европы, Передней Азии и Северной Африке. В ледниковом периоде ветры с севера зимой и летом чи. Здесь было тепло и влажно. Был богатый растительный и животный мир и хорошие условия для охоты и собирательства.
Но с потеплением почти перестали выпадать дожди в Передней Азии. Стали высыхать
леса и степи, исчезать реки и озера. Начали образовываться такие большие современные пустыни, как Аравийская и Сахара. Значительно ухудшились условия жизни местных жителей.
2. Новые открытия «человека разумного». Около 12 тысяч лет назад люди научились делать маленькие, размером всего в 1-3 см, острые кремнёвые пластинки правильных форм. В археологии их называют микролитами, что значит «маленькие обработанные камни».
Их изготовление способствовало изобретению лука и стрел с острыми наконечниками. Охотники получили меткое и дальнобойное оружие, более совершенное, чем обычное копье. Из лука на расстоянии можно было убивать как крупных, так и мелких животных и птиц.
В это время изобрели топор, привязав рубило к деревянной рукоятке. С его помощью рубили деревья и обрабатывали их.
Для рыбной ловли научились вязать плоты, а из толстых и длинных бревен выдалбливать лодки. С помощью орудий из микролитов вырезали из кости рыболовные крючки. Люди научились плести сети.
Охоте способствовало приручение собаки. Она выслеживала и гнала зверя, бдительно охраняла своих хозяев и их жилище. Собака стала первым домашним животным.
3. Возникновение земледелия. В различных местах Передней Азии и в наше время встречаются заросли диких ячменя древние люди рано обратили внимание на злаки как полезную и вкусную пищу. Имея твердую оболочку, зерно хорошо сохранялось долгое время. Археологи нашли в большом количестве ножи для жатвы. Их лезвия делали из микролитов, вставленных в костяные рукоятки.
Но чтобы приготовить из зерен еду, нужно обязательно разрушить оболочку, которая не переваривается в желудке. Для этого люди применяли терки и ступки. Их также обнаружили при раскопках. Дикие злаки долгое время собирались и использовались местными жителями. Примерно 11 тысяч лет назад люди научились сами высевать и собирать злаковые.
Сначала для обработки почвы использовались палки-копалки. Потом начали делать узкие деревянные лопаты и мотыги с наконечниками из рога и кости. Жали серпами из рога и кости с каменными вкладышами.
Из Передней Азии земледелие распространилось в другие страны.
4. Приручение животных.
Охота с луком и с собакой была более удачной. Появилась возможность не убивать всех животных, а докармливать молодняк около жилья в загонах из жердей. Это ускорило приручение животных.
Люди со временем заметили, что козы и овцы хорошо размножаются в неволе. Наряду с собакой они стали первыми домашними животными. Потом были приручены свиньи и коровы.
Успехи в земледелии способствовали быстрому выкорму домашних животных. Это позволяло постоянно употреблять их мясо, молоко, использовать шкуры. Постепенно снижалась роль охоты в жизни «человека разумного».
Животноводство возникло примерно в одно и то же время, что и земледелие. Как свидетельствует археология, очень рано появились народы, которым одновременно было известно земледелие и животноводство. Их открытие является самым значительным успехом человечества за всю его историю. До этого времени люди только пользовались богатствами земли, беря все необходимое для себя из природы, растительного и животного мира. Земледельцы и животноводы своим умом и трудом начали производить самые необходимые для жизни продукты.

Жизнь в первых поселениях земледельцев и животноводов Почти весь год земледельцы должны были работать на своих полях. Около них они строили постоянное жилье. Сначала это были плетеные из ветвей деревьев хижины, обмазанные глиной. Их сменили четырехугольные постройки, в которых из камня и глины делали очаги. Отпавшие от них обожженные куски глины использовали как первую посуду. Потом из глины начали делать и обжигать сосуды для хранения жидкостей, зерна и варки пищи.
Основным материалом для изготовления орудий труда оставался камень. Около 7 тысяч лет тому назад его научились сверлить, подсыпая песок под сверло, сделанное из полой кости.
Люди умело плели корзины, веревки, сети из прутьев, полосок кожи, волоса и проч. Из плетения развилось прядение из шерсти и льна. Используя полученные нитки, ткали на простом станке ткани и шили более удобную, чем из шкур, одежду.
6. Род и племя. Земледелие и животноводство были делом многочисленных коллективов. На рисунках древних людей видно, что первых пастухов было больше, чем коров. Больших усилий требовала подготовка залежной земли под поля, сооружение оград из бревен и жердей. Поэтому отдельный род не мог существовать. Он жил нераздельно с соседними родственными родами, которые составляли племя.
Племя было многолюдным и сложным обществом. Его главными делами управлял совет старейших людей. Они определяли места для охоты отдельных родов, подбирали участки для новых полей и выпаса домашних животных. Старейшины улаживали все основные жизненные вопросы. Их честная и полезная деятельность в интересах всего племени вызывала доверие и уважение всех людей. Поэтому все люди племени старательно и точно выполняли их приказы. Для решения наиболее важных дел старейшины созывали собрание всех взрослых мужчин.

Русский путешественник о племенах Сибири
Свои топоры, ножи, стрелы и иглы они делают из кости и камня. Топоры у них делались из оленьей и китовой кости, иногда из камня в виде клина. К топорищу их плашмя привязывали кожаными ремнями. Ими они выдалбливали свои лодки, чаши, корыта и прочее. Но это происходило долго и с таким трудом, что лодку приходилось делать три года, а большую чашу не менее года.
Ножи они делали из горного хрусталя и насаживали их на деревянную рукоятку. Из этого же хрусталя у них стрелы и копья. Иглы они делают из собольих костей и шьют ими платья и обувь.

Примитивное земледелие (о племенах о. Новая Гвинея)
Несколько дорожек разделяли большое пространство на участки, на которых возвышались аккуратные грядки. Они имели около 75 см в ширину... В каждой грядке были посажены различные растения: сладкий картофель, сахарный тростник и много неизвестной зелени.
Грядки состоят из мелко размельченной земли. Это достигается очень просто, но с большим трудом. Делается это при помощи самых простых приспособлений: простого заостренного кола более двух метров длины... и очень узкой лопаты в 1 м длины.
Как же они обрабатывают землю? Двое, трое или более мужчин становятся в ряд и вместе рядом втыкают колья по возможности глубже в землю. Потом тоже вместе переворачивают продолговатую глыбу земли. Потом идут далее и переворачивают ряды таких глыб. Несколько мужчин кольями разбивают эти глыбы на более мелкие. За ними следуют женщины с узкими лопатами. Они разбивают большие комья земли, делают грядки. Даже растирают землю руками.

Тема Первобытные земледельцы и скотоводы

Цели: Сформировать у обучающихся преставление о том, что скотоводство и земледелие- величайшие открытия человечества, приведшие к созданию надёжных источников питания. , продолжить формирование умений подтверждать выводы примерами, пересказывать содержание учебника, описывать факты (орудие труда, условие жизни, способы охоты)

Оборудование. Карта мира, атласы по Древнему миру

Новые понятия

Ремесло- мелкое ручное производство промышленных изделий(в производстве глиняной посуды, прядении, ткачестве- как важней ших достижений первобытной эпохи)

Род- коллектив родственников, который жил и трудился сообща, имел общее имущество.

Племя- объединение нескольких родов.

Скотоводство- наиболее древний промысел человечества после охоты и земледелия, освоенный в каменном веке.

В зависимости от типа хозяйствования различают кочевое скотоводство (наиболее древнее), полукочевое (или отгонное) и стойловое, преобладающее в наше время.

Земледелие-древнейшая, очень сложная сфера человеческой деятельности, возникшая и формировавшаяся тысячелетиями.

Земледелие, истоки которого восходят к эпохе неолита, знаменовало собой новую ступень в хозяйственной и общественной жизни славян, до того занимавшихся собирательством, охотой, рыболовством. Народы всех континентов прошли через систему подсечно-огневого земледелия, при которой огонь был не только средством расчистки лесных участков, но и своеобразным средством обработки земли, получения верхнего плодородного слоя почвы после сжигания большой массы древесного материала. Неодинаковым путем и неодинаковыми темпами развивалось земледелие на севере и на юге. Пашенное земледелие пришло с юга, где были более благоприятные природные условия. Однако и на юге подсечно-огневое земледелие практиковалось в отдельных районах в историческое время.

Земледелие бесплужное или палочно-мотыжное, когда обработка участков под посевы производится ручными орудиями труда...

Старейшины - наиболее старые и опытные члены родов. Их власть обеспечивается их жизненным опытом, знанием традиций и обычаев. Старейшина руководит хозяйственной и социальной жизнью рода, разрешает споры внутри рода.

План изучения нового материала

1 Мотыжное земледелие

2 Скотоводство

3 Обработка глины и ткачество

4 Племя

Ход урока.

I Ориентировочно –мотивационный этап .

1 Организационный момент

2 Актуализация опорных знаний.

Индивидуальная работа по карточкам

Подготовь развернутый ответ на вопрос «Почему появилась религия и искусство?»

Фронтальный опрос.

Как была найдена впервые пещерная живопись?

Что произошло в пещере Альтамира

Что означает понятие искусство?

Почему в могилы люди клали различные предметы?

3 Проверка домашнего задания.

Задание и вопросы

1 Что такое «религиозное верования»?

2 Каковы причины зарождения религиозных верований

3 С какой целью проводились обряды?

4 Почему время зарождение верований совпало с возникновением искусства?

Тест

А) около 2 млн лет назад

Б)около 10 лет назад

А) гарпун

Б) рубило

3) лук

А) в человеческом стаде

Б) в родовой общине

В) в государстве.

А) охота

Б)Земледелие

В) ремесло

5. Что называется религией

Б) наука о сотворении мира

А) в человеческом стаде

Б) в родовой общине

В) в государстве.

А) охота

Б) скотоводство

В) собирательство

II Операционально-исполнительный этап.

4 Постановка цели урока

Итак, мы знаем, что миллионы лет люди жили за счет того, что давала им природа. Такой тип хозяйства называется присваивающим. Но примерно 10 тыс. лет. Назад человек занялся земледелием и скотоводством, т.е. перешел к производящему хозяйству.

Как появились земледелие и скотоводство? Что это дало людям? Вот на эти вопросы мы сегодня должны ответить.

5 Изучение новой темы

Объяснение учителя

Представьте, что перед вами родовой поселок. Дома глинобитные. Поселение окружено каменной оградой. Рядом небольшое озеро, а вокруг него кустарники и деревья, заросли дикого ячменя и пшеницы. Жители поселка охотились на диких козлов, свиней, оленей, лошадей, ловили рыбу, занимались собирательством.

Мужчины племени начали брать собак на охоту: они заметили, что собаки первыми

настигали раненое животное, потом поселившись близ людей, часто своим лаем предупреждали своим лаем их об опасности. Теперь на охоте собаки быстро помогали находить логово животных. Охотники убивали взрослого зверя, а детенышей вначале, может, из-за жалости, может из интереса забирали собой. Живя около людей, животные привыкали к ним. Постепенно люди приручили и одомашнили свиней, коз овец и коров. Так возникло скотоводство.

Когда мужчины уходили на охоту, женщины занимались собирательством. Срезав колосья ячменя и пшеницы, они приносили их в поселок, растирали на зернотерках, а на следующий год на том месте, где зерно измельчали, вырастали новые колосья. Они заметили, что зерно, брошенное в землю, прорастает. Так возникло земледелие.

6 Работа по учебнику

Самостоятельная работа с текстом учебника п.4 стр 20

7 Беседа по прочитанному

Когда появилось земледелие и как оно появилось? (10 тыс лет назад)

Какими орудиями возделывали землю первые земледельцы? (деревянной мотыгой – палкой с сучком)

Чем убирали урожай(Серпом сделанным из кости с каменным вкладышем)

На чем растирали зерно?(На зернотерках)

Чем очищали участок для посева?(каменным топором)

Какое значение имело земледелие для людей?(земледелие давало пищу, теперь люди понимали, что ее можно получить, приложив свои усилия)

8 Работа с картой Стр 7 Вигасина

Каким цветом обозначены район древнейшего земледелия? (зеленым)

Как называли этот район?(Западная Азия)

9 Работа с контурными картами.

Закрасьте на контурной карте древнейший район земледелия

10 Работа в рабочей тетради

Задания№12

11 Индивидуальная работа

Сообщение подготовленным учеником «Как возникло скотоводство»

12. Рассказ учителя. Мы уже знаем, что древние люди жили родовыми общинами. Поскольку обрабатывать землю примитивными орудиями труда и охотиться в одиночку человеку было бы очень трудно, поэтому несколько родов, во главе которых стояли старейшины, объединились в племя. Племенем управлял совет старейшин.

На доске рисуется схема.

СОВЕТ СТАРЕЙШИН

ПЛЕМЯ

! ! !

РОД РОД РОД

Для получения хороших урожаев и добычи на охоте первобытный человек обращался с молитвой к своим богам и приносил им жертву. Своих богов люди лепили из глины, вырезали из дерева.

13. Работа с терминами

Молитва

Идол

Старейшина

Скотоводство

Земледелие

Род-

Племя

Ремесло

III Рефлексивно- оценочный этап.

14.Закрепление изученного материала

Первобытные люди сделали много открытий, которые сохранили значение до настоящего времени. Назовите наиболее важные из них.

Как люди использовали эти открытия? (Первобытные люди изобрели лук и стрелы, начали заниматься земледелием и скотоводством, научились из глины лепить посуду, придумали лодки, колесо)

15 Оценивание.

16. Д/з п.4 составить рассказ по вопросу « Как появилось земледелие и скотоводство» раб тет задание №13 Уметь объяснять изученные понятия.

17. Итог

Что нового узнали на уроке.

Тест

1 Когда на земле появились первые люди?

А) около 2 млн лет назад

Б)около 10 лет назад

В) около 100 тыс. млн. лет назад

2 Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу

А) гарпун

Б) рубило

3) лук

3 В каком первобытном коллективе главную роль играли родовые отношения

А) в человеческом стаде

Б) в родовой общине

В) в государстве.

4 Основные занятия человека в период оледенения

А) охота

Б)Земледелие

В) ремесло

5. Что называется религией

А) вера человека в сверхъестественные существа

Б) наука о сотворении мира

В) наука о появлении человека.

6 В каком первобытном коллективе действовал обычай один за всех все за одного?

А) в человеческом стаде

Б) в родовой общине

В) в государстве.

7 Какое занятие первобытных людей привело к возникновению земледелия

А) охота

Б) скотоводство

В) собирательство

8 Выберите причину появления Религии

А) неумение человека объяснять явления природы

Б) боязнь человека перед стихией природы

В) желание человека отличиться от животного