Урок 1. Первобытные земледельцы и
скотоводы. Возникновение земледелия и
скотоводства
I. Проверочная работа. (Учитель зачитывает вопросы, учащиеся письменно отвечают, на доске - оформление проверочной работы) 1. Когда человек выделился из живой природы? (Около 3... лет назад) 2. Материк, где были обнаружены останки первого человека...
А | Ф | Р | И | К | А |
У | л | ||||||||||
И | ь | ||||||||||
о | я | Т. | А |
Л | Е | Д | Н | И | К | О | В | Ы | Й |
Г | А | Р | П | У | Н |
К | Р | Е | М | Е | Н | Ь |
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
1.Появление мотыжного земледелия. 2.Приручение животных. 3.Появление ремесла. 4.Род и племя. 5.Мировоззрение.
Заполните таблицу и сделайте вывод: Что явилось главной причиной появления новых отраслей хозяйства?
Однажды люди замети-ли, что зерна просы-панные у входа в пе-щеру дали всходы. Женщины стали рых-лить землю при по-мощи мотыги и бро-сать в землю зерна. Так появилось земле-делие.
Кроме мотыги в земле-делии применялись каменный топор и серп. При помощи топора вы рубали деревья и кус тарник, затем выкор-чевывали пни, и все сжигали. Пепел перемешивали с землей.Он выступал в качестве удобрения
Урожай собирали при помощи серпа, изготав ливавшегося из кости. В серп вставляли ка-менные лезвия. Полученное зерно перети рали в муку, затем ее смешивали с водой и полученную массу вы пекали у костра на уг-лях.
В это же время появилось скотоводство. Мужчины возвращаясь с охоты иногда приводили раненых животных,или детенышей. Первым домашним живот-ным стала собака. Затем были приручены свиньи, козы,овцы и коровы. Появление земледелия и скотоводства стало воз-можным потому что у людей появились изли-шки продуктов. Почему? Хозяйство постепенно ста-ло превращаться из при-сваивающего в произво- дящее. Теперь благосостояние лю дей зависело только от их труда.
С развитием хозяйства люди стали больше уделять вни- мание изготовлению ору-дий труда и домашней утва ри. Издавнв люди плели козины из прутьев и обмазывали их глиной. Глина размока-ла если в корзину попада-ла вода. Однажды,когда корзина по-пала в огонь глина обгоре-ла и стала твердой.
В это же время появилось ткачество.Был изобре-тен простейший ткац-кий станок. Нити делали из льна, или пряли из шерсти живот-ных. У людей появилась льня-ная и шерстяная одеж-да и они стали более за-щищенными перед не-погодой.
Древние люди освоили довольно сложные для того уровня тех-нологии. На слайде изображен первобытный свер-лильный станок. При его помощи люди сверлили отверстия в каменных топорах и затем вставляли в них древко.
Родовая община Родовая община Племя Браки старейшина старейшина Совет старейшин
Для людей все в природе было одушевленным.Мир,по их мнению,был населен духами. Самые могущественные духи назывались богами. Если все вокруг живое, то со всем можно договориться-нужно только обратить к бо-гам просьбу- молитву. Изображения богов называ-лись идолами. Для задобре-ния богов к идолам приноси-ли жертвы
Cлайд 1
Первобытные земледельцы и скотоводы Автор – Александр ХУДОБЕЦ Украина Александр Худобец КиевCлайд 2
Первобытные земледельцы и скотоводы Приблизительно 13 тыс. лет тому климат потеплел и условия существования людей снова изменились Больших животных стало меньше Появились маленькие и быстробегающие звери, на которых охотиться было сложнееCлайд 3
Появление новых орудий труда Поэтому в это время появился лук, стрела из которого летела дальше и точнее, чем брошенное рукой копье. Был изобретён и каменный топор, который представлял собой привязанное к палке жилами животных ручное рубило. Люди овладели реками, озёрами и морями, строя из связанных стволов деревянные плоты. Позднее из толстых стволов деревьев начали выдалбливать лодки.Cлайд 4
Первобытные земледельцы Заметив, что семена диких злаков, упав в рыхлую землю, прорастают, образовывая колосья, люди начали сеять их. Так из собирательства возникло земледелиеCлайд 5
Стадии мотыжного земледелия Мужчины топорами расчищали землю от кустов и деревьев... Рисунок взят: Годер Г.И. Дидактические задания по истории древнего мира. МоскваCлайд 6
Стадии мотыжного земледелия …женщины разрыхляли почву мотыгой – палкой с прикреплённым к ней наконечником из рога или камня… Рисунок взят: Годер Г.И. Дидактические задания по истории древнего мира. МоскваCлайд 7
Стадии мотыжного земледелия …а потом засевали в землю зёрна. Рисунок взят: Годер Г.И. Дидактические задания по истории древнего мира. МоскваCлайд 8
Стадии мотыжного земледелия Колосья собирали серпами из рога или кости, вставляя в них острые камни. Мотыжное земледелие требовало больших физических усилий, но давало постоянные урожаи. Оно лучше, по сравнению с собирательством обеспечивало людей едой. Рисунок взят: Годер Г.И. Дидактические задания по истории древнего мира. МоскваCлайд 9
Первобытные земледельцы и скотоводы Древнейшие селения земледельцев возникли в Передней Азии 10 тыс. лет тому. Первыми сельскохозяйственными растениями были пшеница и ячмень. Из Передней Азии земледелие распространилось на другие регионы. Рисунок взят: Годер Г.И. Дидактические задания по истории древнего мира. МоскваCлайд 10
Первобытные земледельцы и скотоводы Началось одомашнивание животных. Первой была приручена собака, которая помогала людям во время охоты и охраняла жильё человека.Cлайд 11
Первобытные земледельцы и скотоводы Когда у членов рода было достаточно мяса, охотники не убивали всех пойманных животных, оставляя живыми козлят, поросят, ягнят и других молодых животных. Люди приручили и научились разводить свиней, овец, коз, коров. Так из охоты возникло скотоводство. Это произошло приблизительно одновременно с переходом от собирательства к земледелию.Cлайд 12
Cлайд 13
Первобытные ремесленники Переход к осёдлости способствовал развитию ремёсел – изготовлению изделий (предметов), которые не встречаются в Природе. Люди усовершенствовали обработку камня: около 7 тыс. лет назад они научились сверлить и шлифовать камень…Потепление на Земле и его влияние на жизнь человечества
. Около 13 тысяч лет назад на Земле значительно потеплело. На севере Европы начал таять ледник. Тундры постепенно зарастали лесами и кустарниками. Более полноводными становились реки. Привычные к холоду животные отошли на север. Вымерли мамонты. Постепенно вывелись стада крупных травоядных животных. Человек был вынужден перейти к охоте на оленей, кабанов и иных более мелких зверей. Люди продолжали заниматься рыбной ловлей, собиранием ягод, грибов, орехов, полезных растений.
Большие изменения в климате и природе начали происходить в странах на юг от Европы, Передней Азии и Северной Африке. В ледниковом периоде ветры с севера зимой и летом чи. Здесь было тепло и влажно. Был богатый растительный и животный мир и хорошие условия для охоты и собирательства.
Но с потеплением почти перестали выпадать дожди в Передней Азии. Стали высыхать
леса и степи, исчезать реки и озера. Начали образовываться такие большие современные пустыни, как Аравийская и Сахара. Значительно ухудшились условия жизни местных жителей.
2. Новые открытия «человека разумного».
Около 12 тысяч лет назад люди научились делать маленькие, размером всего в 1-3 см, острые кремнёвые пластинки правильных форм. В археологии их называют микролитами, что значит «маленькие обработанные камни».
Их изготовление способствовало изобретению лука и стрел с острыми наконечниками. Охотники получили меткое и дальнобойное оружие, более совершенное, чем обычное копье. Из лука на расстоянии можно было убивать как крупных, так и мелких животных и птиц.
В это время изобрели топор, привязав рубило к деревянной рукоятке. С его помощью рубили деревья и обрабатывали их.
Для рыбной ловли научились вязать плоты, а из толстых и длинных бревен выдалбливать лодки. С помощью орудий из микролитов вырезали из кости рыболовные крючки. Люди научились плести сети.
Охоте способствовало приручение собаки. Она выслеживала и гнала зверя, бдительно охраняла своих хозяев и их жилище. Собака стала первым домашним животным.
3. Возникновение земледелия. В различных местах Передней Азии и в наше время встречаются заросли диких ячменя древние люди рано обратили внимание на злаки как полезную и вкусную пищу. Имея твердую оболочку, зерно хорошо сохранялось долгое время. Археологи нашли в большом количестве ножи для жатвы. Их лезвия делали из микролитов, вставленных в костяные рукоятки.
Но чтобы приготовить из зерен еду, нужно обязательно разрушить оболочку, которая не переваривается в желудке. Для этого люди применяли терки и ступки. Их также обнаружили при раскопках. Дикие злаки долгое время собирались и использовались местными жителями. Примерно 11 тысяч лет назад люди научились сами высевать и собирать злаковые.
Сначала для обработки почвы использовались палки-копалки. Потом начали делать узкие деревянные лопаты и мотыги с наконечниками из рога и кости. Жали серпами из рога и кости с каменными вкладышами.
Из Передней Азии земледелие распространилось в другие страны.
4. Приручение животных.
Охота с луком и с собакой была более удачной. Появилась возможность не убивать всех животных, а докармливать молодняк около жилья в загонах из жердей. Это ускорило приручение животных.
Люди со временем заметили, что козы и овцы хорошо размножаются в неволе. Наряду с собакой они стали первыми домашними животными. Потом были приручены свиньи и коровы.
Успехи в земледелии способствовали быстрому выкорму домашних животных. Это позволяло постоянно употреблять их мясо, молоко, использовать шкуры. Постепенно снижалась роль охоты в жизни «человека разумного».
Животноводство возникло примерно в одно и то же время, что и земледелие. Как свидетельствует археология, очень рано появились народы, которым одновременно было известно земледелие и животноводство. Их открытие является самым значительным успехом человечества за всю его историю. До этого времени люди только пользовались богатствами земли, беря все необходимое для себя из природы, растительного и животного мира. Земледельцы и животноводы своим умом и трудом начали производить самые необходимые для жизни продукты.
Жизнь в первых поселениях земледельцев и животноводов
Почти весь год земледельцы должны были работать на своих полях. Около них они строили постоянное жилье. Сначала это были плетеные из ветвей деревьев хижины, обмазанные глиной. Их сменили четырехугольные постройки, в которых из камня и глины делали очаги. Отпавшие от них обожженные куски глины использовали как первую посуду. Потом из глины начали делать и обжигать сосуды для хранения жидкостей, зерна и варки пищи.
Основным материалом для изготовления орудий труда оставался камень. Около 7 тысяч лет тому назад его научились сверлить, подсыпая песок под сверло, сделанное из полой кости.
Люди умело плели корзины, веревки, сети из прутьев, полосок кожи, волоса и проч. Из плетения развилось прядение из шерсти и льна. Используя полученные нитки, ткали на простом станке ткани и шили более удобную, чем из шкур, одежду.
6. Род и племя. Земледелие и животноводство были делом многочисленных коллективов. На рисунках древних людей видно, что первых пастухов было больше, чем коров. Больших усилий требовала подготовка залежной земли под поля, сооружение оград из бревен и жердей. Поэтому отдельный род не мог существовать. Он жил нераздельно с соседними родственными родами, которые составляли племя.
Племя было многолюдным и сложным обществом. Его главными делами управлял совет старейших людей. Они определяли места для охоты отдельных родов, подбирали участки для новых полей и выпаса домашних животных. Старейшины улаживали все основные жизненные вопросы. Их честная и полезная деятельность в интересах всего племени вызывала доверие и уважение всех людей. Поэтому все люди племени старательно и точно выполняли их приказы. Для решения наиболее важных дел старейшины созывали собрание всех взрослых мужчин.
Русский путешественник о племенах Сибири
Свои топоры, ножи, стрелы и иглы они делают из кости и камня. Топоры у них делались из оленьей и китовой кости, иногда из камня в виде клина. К топорищу их плашмя привязывали кожаными ремнями. Ими они выдалбливали свои лодки, чаши, корыта и прочее. Но это происходило долго и с таким трудом, что лодку приходилось делать три года, а большую чашу не менее года.
Ножи они делали из горного хрусталя и насаживали их на деревянную рукоятку. Из этого же хрусталя у них стрелы и копья. Иглы они делают из собольих костей и шьют ими платья и обувь.
Примитивное земледелие (о племенах о. Новая Гвинея)
Несколько дорожек разделяли большое пространство на участки, на которых возвышались аккуратные грядки. Они имели около 75 см в ширину... В каждой грядке были посажены различные растения: сладкий картофель, сахарный тростник и много неизвестной зелени.
Грядки состоят из мелко размельченной земли. Это достигается очень просто, но с большим трудом. Делается это при помощи самых простых приспособлений: простого заостренного кола более двух метров длины... и очень узкой лопаты в 1 м длины.
Как же они обрабатывают землю? Двое, трое или более мужчин становятся в ряд и вместе рядом втыкают колья по возможности глубже в землю. Потом тоже вместе переворачивают продолговатую глыбу земли. Потом идут далее и переворачивают ряды таких глыб. Несколько мужчин кольями разбивают эти глыбы на более мелкие. За ними следуют женщины с узкими лопатами. Они разбивают большие комья земли, делают грядки. Даже растирают землю руками.
Тема Первобытные земледельцы и скотоводы
Цели: Сформировать у обучающихся преставление о том, что скотоводство и земледелие- величайшие открытия человечества, приведшие к созданию надёжных источников питания. , продолжить формирование умений подтверждать выводы примерами, пересказывать содержание учебника, описывать факты (орудие труда, условие жизни, способы охоты)
Оборудование. Карта мира, атласы по Древнему миру
Новые понятия
Ремесло- мелкое ручное производство промышленных изделий(в производстве глиняной посуды, прядении, ткачестве- как важней ших достижений первобытной эпохи)
Род- коллектив родственников, который жил и трудился сообща, имел общее имущество.
Племя- объединение нескольких родов.
Скотоводство- наиболее древний промысел человечества после охоты и земледелия, освоенный в каменном веке.
В зависимости от типа хозяйствования различают кочевое скотоводство (наиболее древнее), полукочевое (или отгонное) и стойловое, преобладающее в наше время.
Земледелие-древнейшая, очень сложная сфера человеческой деятельности, возникшая и формировавшаяся тысячелетиями.
Земледелие, истоки которого восходят к эпохе неолита, знаменовало собой новую ступень в хозяйственной и общественной жизни славян, до того занимавшихся собирательством, охотой, рыболовством. Народы всех континентов прошли через систему подсечно-огневого земледелия, при которой огонь был не только средством расчистки лесных участков, но и своеобразным средством обработки земли, получения верхнего плодородного слоя почвы после сжигания большой массы древесного материала. Неодинаковым путем и неодинаковыми темпами развивалось земледелие на севере и на юге. Пашенное земледелие пришло с юга, где были более благоприятные природные условия. Однако и на юге подсечно-огневое земледелие практиковалось в отдельных районах в историческое время.
Земледелие бесплужное или палочно-мотыжное, когда обработка участков под посевы производится ручными орудиями труда...
Старейшины - наиболее старые и опытные члены родов. Их власть обеспечивается их жизненным опытом, знанием традиций и обычаев. Старейшина руководит хозяйственной и социальной жизнью рода, разрешает споры внутри рода.
План изучения нового материала
1 Мотыжное земледелие
2 Скотоводство
3 Обработка глины и ткачество
4 Племя
Ход урока.
I Ориентировочно –мотивационный этап .
1 Организационный момент
2 Актуализация опорных знаний.
Индивидуальная работа по карточкам
Подготовь развернутый ответ на вопрос «Почему появилась религия и искусство?»
Фронтальный опрос.
Как была найдена впервые пещерная живопись?
Что произошло в пещере Альтамира
Что означает понятие искусство?
Почему в могилы люди клали различные предметы?
3 Проверка домашнего задания.
Задание и вопросы
1 Что такое «религиозное верования»?
2 Каковы причины зарождения религиозных верований
3 С какой целью проводились обряды?
4 Почему время зарождение верований совпало с возникновением искусства?
Тест
А) около 2 млн лет назад
Б)около 10 лет назад
А) гарпун
Б) рубило
3) лук
А) в человеческом стаде
Б) в родовой общине
В) в государстве.
А) охота
Б)Земледелие
В) ремесло
5. Что называется религией
Б) наука о сотворении мира
А) в человеческом стаде
Б) в родовой общине
В) в государстве.
А) охота
Б) скотоводство
В) собирательство
II Операционально-исполнительный этап.
4 Постановка цели урока
Итак, мы знаем, что миллионы лет люди жили за счет того, что давала им природа. Такой тип хозяйства называется присваивающим. Но примерно 10 тыс. лет. Назад человек занялся земледелием и скотоводством, т.е. перешел к производящему хозяйству.
Как появились земледелие и скотоводство? Что это дало людям? Вот на эти вопросы мы сегодня должны ответить.
5 Изучение новой темы
Объяснение учителя
Представьте, что перед вами родовой поселок. Дома глинобитные. Поселение окружено каменной оградой. Рядом небольшое озеро, а вокруг него кустарники и деревья, заросли дикого ячменя и пшеницы. Жители поселка охотились на диких козлов, свиней, оленей, лошадей, ловили рыбу, занимались собирательством.
Мужчины племени начали брать собак на охоту: они заметили, что собаки первыми
настигали раненое животное, потом поселившись близ людей, часто своим лаем предупреждали своим лаем их об опасности. Теперь на охоте собаки быстро помогали находить логово животных. Охотники убивали взрослого зверя, а детенышей вначале, может, из-за жалости, может из интереса забирали собой. Живя около людей, животные привыкали к ним. Постепенно люди приручили и одомашнили свиней, коз овец и коров. Так возникло скотоводство.
Когда мужчины уходили на охоту, женщины занимались собирательством. Срезав колосья ячменя и пшеницы, они приносили их в поселок, растирали на зернотерках, а на следующий год на том месте, где зерно измельчали, вырастали новые колосья. Они заметили, что зерно, брошенное в землю, прорастает. Так возникло земледелие.
6 Работа по учебнику
Самостоятельная работа с текстом учебника п.4 стр 20
7 Беседа по прочитанному
Когда появилось земледелие и как оно появилось? (10 тыс лет назад)
Какими орудиями возделывали землю первые земледельцы? (деревянной мотыгой – палкой с сучком)
Чем убирали урожай(Серпом сделанным из кости с каменным вкладышем)
На чем растирали зерно?(На зернотерках)
Чем очищали участок для посева?(каменным топором)
Какое значение имело земледелие для людей?(земледелие давало пищу, теперь люди понимали, что ее можно получить, приложив свои усилия)
8 Работа с картой Стр 7 Вигасина
Каким цветом обозначены район древнейшего земледелия? (зеленым)
Как называли этот район?(Западная Азия)
9 Работа с контурными картами.
Закрасьте на контурной карте древнейший район земледелия
10 Работа в рабочей тетради
Задания№12
11 Индивидуальная работа
Сообщение подготовленным учеником «Как возникло скотоводство»
12. Рассказ учителя. Мы уже знаем, что древние люди жили родовыми общинами. Поскольку обрабатывать землю примитивными орудиями труда и охотиться в одиночку человеку было бы очень трудно, поэтому несколько родов, во главе которых стояли старейшины, объединились в племя. Племенем управлял совет старейшин.
На доске рисуется схема.
СОВЕТ СТАРЕЙШИН
ПЛЕМЯ
! ! !
РОД РОД РОД
Для получения хороших урожаев и добычи на охоте первобытный человек обращался с молитвой к своим богам и приносил им жертву. Своих богов люди лепили из глины, вырезали из дерева.
13. Работа с терминами
Молитва
Идол
Старейшина
Скотоводство
Земледелие
Род-
Племя
Ремесло
III Рефлексивно- оценочный этап.
14.Закрепление изученного материала
Первобытные люди сделали много открытий, которые сохранили значение до настоящего времени. Назовите наиболее важные из них.
Как люди использовали эти открытия? (Первобытные люди изобрели лук и стрелы, начали заниматься земледелием и скотоводством, научились из глины лепить посуду, придумали лодки, колесо)
15 Оценивание.
16. Д/з п.4 составить рассказ по вопросу « Как появилось земледелие и скотоводство» раб тет задание №13 Уметь объяснять изученные понятия.
17. Итог
Что нового узнали на уроке.
Тест
1 Когда на земле появились первые люди?
А) около 2 млн лет назад
Б)около 10 лет назад
В) около 100 тыс. млн. лет назад
2 Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу
А) гарпун
Б) рубило
3) лук
3 В каком первобытном коллективе главную роль играли родовые отношения
А) в человеческом стаде
Б) в родовой общине
В) в государстве.
4 Основные занятия человека в период оледенения
А) охота
Б)Земледелие
В) ремесло
5. Что называется религией
А) вера человека в сверхъестественные существа
Б) наука о сотворении мира
В) наука о появлении человека.
6 В каком первобытном коллективе действовал обычай один за всех все за одного?
А) в человеческом стаде
Б) в родовой общине
В) в государстве.
7 Какое занятие первобытных людей привело к возникновению земледелия
А) охота
Б) скотоводство
В) собирательство
8 Выберите причину появления Религии
А) неумение человека объяснять явления природы
Б) боязнь человека перед стихией природы
В) желание человека отличиться от животного