Конспект урока признаки однокоренных слов. Конспект урока по русскому языку на тему: "Признаки однокоренных слов" (2 класс)

Цель: формировать умение распознавать и подбирать однокоренные слова.

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока

(На доске записаны слова.)

Печурка, печать, печка.

Желток, железо, желтый.

Чем похожи эти слова? (У них есть общая часть.)

Найдите лишнее слово в каждой строке. (Впервой - печать, во второй - железо.)

Почему эти слова лишние? (Они имеют другое значение.) Тема урока: «Признаки однокоренных слов».

III. Чистописание

IV. Работа по теме урока

Подберите однокоренные слова.

Машина - ..ист, море - ..як, скрипка - ..ач, рыба - ..ак, ягода - ..ник, баян - ..ист.

Найдите корень в каждой паре слов.

Прочитайте. Найдите однокоренные слова, которые подо­брала Катя. Что вы можете о них сказать? (Они не являются однокоренными. У них разное значение.)

Найдите однокоренные слова, которые подобрал Дима. Что вы можете о них сказать? (Эти слова однокоренные. У них есть общая часть и общее значение.)

Прочитайте. Найдите рассуждение.

Выполните задание.

Прочитайте слова. Назовите корень.

V. Физкультминутка

Сейчас я прочитаю вам сказку.

Два корня Встретились однажды корень куста и корень слова

Здравствуй, - говорит один, - я корень, а ты кто?

А я тоже корень, - отвечает другой.

Я в земле живу, - сказал первый. - А ты где живешь?

А я живу в словах, - ответил второй.

Ну какой же корень может жить в словах? - усмехнулся первый. - Вот я корень так корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки, И вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А от тебя что растет?

Не хвастайся, - отвечает с улыбкой второй. - От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают целые кусты, только не расте­ний, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло только ИЗ одного корня -лет-.

Подумаешь! - не унимается первый. - Зато на кустах и деревьях, которые от меня вырастают, зреют вкусные фрукты и ягоды, которые можно съесть. А твоих слов не съешь!

А без слов, которые от меня вырастают, ни одного твоего растения, НИ фруктов, ни ягод даже назвать-то нельзя! - не сдается второй. Услышали их спор люди и говорят:

Не спорьте, друзья, оба вы нам необходимы. Нужны нам и такие Корни, от которых хорошие растения вырастают, очень нужны и такие, от которых новые слова вырастить можно. Как у всех веток одного куста есть общий корень, так и у всех род­ственных слов всегда есть тоже общий корень - общая для всех часть, ОТ которой все они произошли.



О каких же корнях шла речь в сказке?

Какой из этих корней людям нужнее? (Упр. 296.)

Найдите однокоренные слова. Докажите, что они являются однокоренными. (Точилка и точит - имеют общий корень и общее значение. Точилкой точат карандаши.)

Найдите памятку № 3. Подготовьтесь к письму по памяти.

Закройте учебники. Запишите. Выделите корень в одноко­ренных словах.

VII. Итог урока

Назовите два признака однокоренных слов.

Домашнее задание Упр. 297.

Урок 123. Признаки однокоренных слов {продолжение)

Цели: закрепить умение распознавать и подбирать однокорен­ные слова; развивать мышление, память, речь учащихся.

Ход урока

I. Сообщение темы и целей урока

Так же как и у кустов, Корень слова есть у слов. Будь внимателен к словам, Отыщи в них корень сам: Лес, лесок, лесной, лесник. Цвет, цветок, цветной, цветник. Летчик, самолет, полет. Ледяной, ледовый, лед. Сад, посадка, посадил. Род, родители, родил. Ходит, выходка, ходы. Трудовой, трудись, труды.

Назовите корень в однокоренных словах. Тема урока: «Признаки однокоренных слов».

II. Проверка домашнего задания

Прочитайте однокоренные слова, которые вы подобрали. Назовите в этих словах корень.

III. Чистописание

IV. Работа по теме урока

(Выборочный диктант.)

Из слов, записанных в скобках, выпишите только одноко­ренные слова к данному слову. Выделите корень.

Липа (прилипнуть, липовый, липка, налипло, липонька, нали­пать).

Осина (посинеть, осень, осинник, оси, подосиновик, осенний, осинка).

Объясните значение слова проталинки. (Место, где стаял снег и открылась земля.)

Подберите однокоренные слова к этому слову. (Таять, растаял, оттаял.)

Прочитайте памятку № 3. Подготовьтесь к письму по памяти.



Закройте учебники. Запишите. (Упр. 299.)

Прочитайте. Все ли пары слов являются однокоренными? (Примерный ответ. Слова дети - малыши, мороз - холод, тропа - дорога имеют общее значение, но у них нет общего корня, поэтому они не являются однокоренными. Слова гора - горе имеют общий корень, но значение у них разное, поэтому они не являются однокоренными.)

Выполните задание.

Прочитайте. Назовите корень.

V. Физкультминутка

VI.Закрепление изученного материала

Прочитайте. О чем говорится в тексте?

Какие орфограммы встретились в словах?

Объясните их правописание.

Выполните задание.

А сейчас давайте поиграем в игру «Найди пару». Найдите в каждом столбике пары родственных слов.

Стол - столбы Азбука - алфавит

Пень - пенка День - деньги

Коза - козленок Лимон - лимонад

Коза - стрекоза Лимон - апельсин

Ком - комната Вода - водитель

Сад - досада Пять - пятка

Дорога - подорожник Час - часто
Конь - конец

Почему остальные пары слов не являются родственными?

VII. Итог урока

Какие слова называются однокоренными?

Домашнее задание Упр. 302.

Тема урока:

«Признаки однокоренных слов»



Цели урока :

  • Формировать умение распознавать и подбирать однокоренные слова.
  • учить выделять корень в однокоренных словах,
· наблюдать над единообразием написания корня в однокоренных словах,
  • наблюдать над лексическим значением корня;
  • Развивать внимание, память, мышление, восприятие на слух, орфографическую зоркость, умение действовать по алгоритму, анализировать, умение делать выводы.
  • Продолжать работу по развитию речи учащихся


Оборудование:
· опорные таблицы по теме
· рисунок ели.
· картина с изображением ледохода на реке.
· Карточки для групповой работы
· Карточки для индивидуальной работы (для слабых)
· Сигнальные круги.
· Учебник «Русский язык», С.В. Иванов
УМК «Начальная школа- 21 век»








План урока:

1. Орг. момент.
2. Чистописание.
3. Орфографический диктант.
4. Сообщение темы и целей урока.
5. Воспроизведение учащимися знаний, умений по данной теме.
6. Выполнение упражнений.
7. Рефлексия.
8. Домашнее задание.








1.Орг. момент

А) Психологическая установка на урок.
Б) Организация рабочего места.
В) Пальчиковая гимнастика.


2.Чистописание .

Хх хх хв ха хе хн хр хл хо

Хвоя, хвойный, хвоинки
-Списать.
- В словах поставить ударение, выделить корень, подчеркнуть безударную гласную.
-Что вы можете сказать о данных словах. Докажи, что они однокоренные.
Рисунок ели.

3.Орфографический диктант
На доске: картина с изображением ледохода на реке.
Краткая беседа по картине.
Объяснение слова ледоход.
Текст на доске:

Ледоход! Ледоход!
По реке зима плывет.
Ледяную бронь реки
Солнце колет на куски.

- Назовите орфограммы в выделенных словах. Объясни.
- назови однокоренные слова в тексте. Докажи.
- От какого слова образовались данные слова?
-Выпиши, начинай со слова -лёд.
-Выдели корень.
4.Сообщение темы и целей урока.

-Упражнение на внимание. Запомни прочитанные слов.
Учитель читает:
Зелень, зеленеет, зеленый.
Веселый, веселит, веселье.
Бег, бегун, бежит.
-Повтори первую тройку слов, вторую и т.д… По ходу ответа слова открываются на доске.
-Что вы можете сказать об этих словах? Докажи. Назови корень.
-Как пишется корень в однокоренных словах?
-Как вы думаете: о каких словах мы сегодня будем говорить на уроке?

5. Воспроизведение учащимися знаний, умений по данной теме.
А) - Назови два признака однокоренных слов.
Работа по таблице «Однокоренные слова»

6.Выполнение упражнений.
А) Игра.
Собери вместе все однокоренные слова.
Устно. Фронтальная работа. Назови части речи.
На доске карточки.
Докажи - ------

- Почему слова шипеть, водитель, белка, лето будут лишними.

Б) Подбери и выпиши однокоренные слова, выдели корень.
На доске задание по вариантам:
· Липа (прилипнуть, липовый, липка, налипло, липонька, налипать).

· Осина (посинеть, осень, осинник, оси, подосиновик, осенний, осинка).

Для слабых учащихся задание индивидуально на карточках.
Проверка индивидуально.





Проверка. Взаимопроверка с доски.
- У кого есть ошибки?
Обратная связь с помощью сигнальных кругов.
Итог. - Кому было легко? - Кому было трудно?

В) Работа по учебнику. Страница 77.Упр. 1
-Прочитай.
-Назови пары слов, которые не будут однокоренными.
-Почему?
- Выпиши однокоренные слова.Выдели корень.


7.Рефлексия.
На доске скороговорка. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
- Кто быстро прочитает скороговорку?
-Есть ли в ней однокоренные слова?
- Какое слово лишнее? Почему?

-Какие слова называем однокоренными? Приведи примеры.
-Назови признаки однокоренных слов.

-Вам понравился урок?
-Кто доволен своей работой?
- Кто на уроке заслуживает «отличной» отметки?


9. Домашнее задание
На выбор:
· Придумать сказку про корень слова.
· Стр. 77 упр.2





Конспект урока.
Подготовила
Каменщикова Ольга Ивановна
учитель начальных классов
МОБУ Молчановская СОШ
Класс: 2 класс
УМК ` Школа России`
Предмет: русский язык
Учебник: Русский язык 2 класс, Т.Г.Рамзаева, М Дрофа
Тема урока: признаки однокоренных слов.
Тип учебного занятия: урок формирования знаний
Формы работы: фронтальная, работа в парах, работа в группах, индивидуальная работа.

Метапредметная тема: - развитие умения работать с информацией;
- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);
- развитие умения использовать различные способы поиска информации;
Образовательные: учить детей находить корень в словах, распознавать однокоренные слова по двум признакам и подбирать однокоренные слова.
Развивающие: развивать наблюдательность, умения вести учебный диалог, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, составлять схемы; обогащать словарный запас детей. - развитие умения использовать различные способы поиска информации;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)

Воспитательные: развивать умение работать совместно в парах, группах.
-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
Оборудование
- Инструкционные карты, информационные листы, листы самооценки, заготовки для эмоциональной оценки;
- Проектор, мультимедийная приставка, ноутбук;
Ход урока
1.Организационный момент.
Мягкая посадка (дети читают слова, объясняют орфограмму и при правильном ответе садятся на место)
Сн.га, з.ма, с.сна, к.за, тр.ва, .кно, д.ма, ст.на, сл.ны, п.ля.
-Что мы должны помнить при написании слов с безударным гласным в слове?
-Как проверить слова с безударным гласным в слове?
2.Мотивация учебной деятельности
Эмоциональный настрой
Я спросила все готовы
Отвечайте (все готовы)
Мои детки все здоровы
Отвечайте. (все здоровы)
Будет солнышко опять
На уроке нам сиять
Лучики пошлёт для всех
Обеспечен вам успех
-Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету прошепчу: Будет интересно!
-Открываем тетради, пишем число, классная работа.
-Какие орфограммы вспоминаем, выполняя данное задание?
3.Минутка чистописания
-Вам загадку загадаю, я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте!
Он всю зиму в доме спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной(медведь)
-Скажите, какой первый звук в слове медведь?
-Какой буквой, обозначается этот звук?
-Дайте полную характеристику звука.
-Какую букву будем писать сегодня на уроке?
Мм ма ам мам ама
-Что начинаем писать с большой буквы?
-Как мы их называем?
4.Словарно-орфографическая работа
- Запишите под диктовку слова.
Ветер, ворона, воробей, девочка, заяц, корова, медведь, лисица, петух, собака.
-Можно ли проверить написание этих слов? (Написание нужно запомнить.)
-Как убедиться в том, что вы правы? (Проверить написание этих слов по словарю)
-Кто не стал проверять по словарю и уверен, что все слова написаны правильно?
-Как называются эти слова?
-Каким одним словом можно их все назвать? (а)имена существительные, б)нарицательные, в)одушевлённые)
-Посмотрите о каком звере говорилось в загадке?
- О чём будем помнить при написании слова медведь? (Парные согласные)
- Как проверить парные согласные на конце слова?
-Наш медведь сладкоежка, он очень любит малину. Если вы хотите его побаловать, помогите выполнить задание. В начале урока вспомнили правило.Примените его.

4.Проверка Д.З.
-Прочитайте, какие родственные слова придумали к слову сад.
-Какой корень вы выделили в словах?
-Покажите карточку, которая показывает обозначение корня.
-Кто составил предложение?
-Кому захотелось составить рассказ?

Послушайте стихотворение
Назовите однокоренные слова.
Как-то много лет назад
Посадили дивный сад
Не был этот сад фруктовым
Был он только словом.
Это слово, слово корень
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло
Стало много новым слов.
Вот из сада вам рассада.
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод
Иль садовник к нам идёт.
Очень очень интересно
Погулять в саду словесном!

Почему вы так считаете?
К какой части речи относится каждое слово?
Выделите корень в словах.
Что заметили?
От какого корня образовались слова: рассада, посадки, садовод, садовник.
- Назовите корень в этих словах. Что вы заметили? (корни в однокоренных словах пишутся одинаково)
5. Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве.
-Что нового узнали о словах на предыдущем уроке?
-Ребята, кто помнит, как называются слова, которые имеют общее значение?
-Как иначе называются родственные слова?
- Как называется эта общая часть родственных слов?

Родственные слова.
Однокоренные слова.

Общая часть общее значение
корень
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
- Чему хотели бы научиться?
Работа по алгоритму
1. Определить значение слова.
2. Подобрать родственные слова.
3. Найти общую часть корень
-Мы найдем слова родные-однокоренные
6 Игра Пригласи в гости
7.Групповая работа
- Ребята, назовите два признака однокоренных слов и уберите лишнее слово
Добрейший, добрый, доброта, добраться.
Лось, лосиха, лоскут, лосенок.
Порт, портовый, портрет, портовик
День, деньги, денёк, денёчек.
Вода, водяной, водитель, водичка.
8.Работа в парах

Так же как и у кустов,
Корень есть у разных слов.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам.
Белка, беленький, белить.
Водяной, вода, водить.
Лист, лиса, лисёнок.
Горные, горка, городок.
Пес, песочный и песок.
Моряки, морской, моржи.
Корень, корневой, коржи.

9.Индивидуальная работа
Упражнение 297 взаимопроверка
-12. Домашнее задание
Повторить правило
Упр.296
13 Рефлексия Самооценка
Подведение итога работы
- доволен собой
- не совсем доволен
- не доволен
Оцените результаты своей работы
14.Итог урока

Урок наш окончен
И выполнен план.
Спасибо, ребята,
Огромное вам.
За то, что упорно,
Усердно трудились!
И знания ваши
Нам всем пригодились

Литература
1.Учебник: Русский язык 2 класс, Т.Г.Рамзаева, М Дрофа;
2.Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс: к учебнику Т.Г.Рамзаевой Русский язык 2 класс, Т.Г.Рамзаева, М Дрофа;, И.В.Иванова. 2-е изд.,М. Издательство Экзамен 2012.-495с.(Серия Учебно-методический комплект)
3.Веселая грамматика, В. Волина, М.: Просвещение, 2004
4. Учимся играя, В. Волина, М.: Просвещение, 2004
5.Электронные источники информации.

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Цели урока:

  • закреплять понятия корень, формировать умения подбирать однокоренные слова;
  • познакомить с двумя признаками однокоренных слов,
  • развивать умение распознавать однокоренные слова по двум признакам;
  • развитие орфографической зоркости, речи, пополнение словарного запаса;
  • воспитание любви к родному языку, к русским традициям.

Оборудование: учебное пособие “Мир родного языка”: 2 класс. Часть III. – М., 2011.- 68 с.: ил. (авторы Л.П.Барлыкина, Л.А.Обухова, О.А. Попова), Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок.57000 слов / Под ред. Чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой - 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1988. –70 с., с. 239, мультимедийный проектор, презентация слайдов (Приложение 1), таблички со словами, карточки для самостоятельной работы (Приложение 2).

Ход урока

I. Организационный момент (Слайд 1)

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно.

– Ребята, сейчас у нас урок родного языка. Мы продолжаем изучать тайны русского языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем.

II. Проверка домашнего задания

Что было задано на дом? (Упр. 5 с.133. Нужно было списать слова, продолжить ряд слов)

Берёза, берёзовый, … .

Снежок, подснежник, … .

Смола, смолистые, …

Почитайте слова, что общего в каждом ряду слов, чем они похожи?

(В каждой строчке слова, в которых есть одинаковая часть и у них общее значение)

Назовите корни в этих словах.

(Слайд 2)

III. Актуализация опорных знаний

– Начнём наш урок с того, что отправимся с зайчиком в гости. Зайчик прыгнул из домика с буквой К в домик с буквой О. Как вы думаете, куда дальше прыгнет он, если он всегда прыгает наискось через дорожку. (Из домика буквы О зайчик прыгнул в домик буквы Р, дальше - в домик буквы Е, затем в домик буквы Н и в домик буквы Ь.)

– А сейчас скажите, на какие семьи можно разделить все буквы игрового поля? (Семья гласных – Ю, О, И, Е, Я; согласных – К, Н, Р; семья букв, которые не обозначают звука – Ь.)

– Дайте характеристику гласных? Какая гласная лишняя? Почему?

(Дети отвечают на вопросы.)

– Какая лишняя среди согласных? Почему?

(Ответы детей.)

Пробежитесь глазками по всему пути зайчика и скажите, какое слово получилось? (Получилось слово “КОРЕНЬ”.) (Слайд 4)

– Слово “КОРЕНЬ” – многозначное. На уроках окружающего мира вы уже встречались с понятием “корень”. Что же это такое?

(Ученики дают свои ответы или с помощью “Словаря русского языка” С.И. Ожегова находят толкование слова “КОРЕНЬ”.)

Ко"рень, -рня, мн. -рни, -рней, м. 1. Подземная часть растения для укрепления его в почве и всасывания из неё воды и питательных веществ. Пустить корни (также перен.: прочно обосноваться где-н.; разг.) Вырвать с корнем (также перен.: уничтожить совсем)1. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя. Покраснеть до корней волос (очень сильно). 3. перен . Начало, источник, основа чего-н. Корень зла . 4. В грамматике: основная часть слова без приставок и суффиксов. 5. В математике: число, которое при возведении его в определённую степень, даёт данное число. Квадратный корень. Извлечь корень. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок.57000 слов / Под ред. Чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой - 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1988. –70с., с. 239

– Давайте сформулируем тему нашего урока и определим, чему мы должны сегодня научиться. (Вспомним, что такое корень слов. Вспомним признаки однокоренных слов, научимся находить корень в однокоренных слова.)

(Слайд 5)

– Правильно, тема нашего урока “Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных слов"

IV. Чистописание

– Обратите внимание на слово “корень”. Если вы выслушаете меня внимательно, то скажете, какую букву мы будем писать на чистописании. Итак, эта буква обозначает согласный, глухой, парный звук. (Это буква К.)

– Правильно, это буква К. Определите порядок следования букв в данной цепочке

Кки Кке Ккё …

(Справа от заглавной буквы К находятся строчные буквы к и гласные, которые указывают на мягкость согласного.)

V. Словарно-орфографическая работа

1. Повторение ранее изученных слов

Продолжите фразы и запишите слова, которыми вы дополняли мои фразы:

1. Москва, Киев, Минск - … (города). (Слайд 7)

2. Чашки, тарелки, блюдца - … (посуда ). (Слайд 8)

3. На заборе очень громко

Утром каркала… (ворона ). (Слайд 9)

4. После пятницы идет … (суббота ). (Слайд 10)

5. На пеньке растут опята

Очень дружные … (ребята). (Слайд 11)

6. Ты держи всегда в порядке

Книжки, ручки и … (тетрадки). (Слайд 12)

Проверка: (Слайд 13) (на доске карточки со словарными словами)

2. Знакомство с новым словом

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым словарным словом. Вы сможете его прочитать, установив закономерность и правильно расставив столбики с буквами.

Какое слово у вас получилось? (Берёза) (Слайд 15)

Правильно. Это слово БЕРЁЗА.

  1. Подберите родовое понятие к слову берёза. (Дерево)
  2. Но ель и сосна тоже деревья. Чем они отличаются? (Берёза – это лиственное дерево, а ель и сосна – хвойные.)
  3. Сформулируйте правильно родовое понятие к слову берёза. (Берёза – это лиственное дерево.)
  4. Назовите его существенные признаки? (У берёзы белая кора и листья в виде сердечка.)
  5. Что же обозначает слово? (Берёза – это лиственное дерево с белой корой и листьями в виде сердечка.)

– Что вы можете рассказать о берёзе (Сообщение подготовленного ученика)

Ученик: Берёза растёт в России с незапамятных времён. От цвета коры получила она своё имя, которое обозначает “белый”. Берёза на Руси – самое любимое дерево. В древние времена Новый год начинался с праздничным обрядом не у ёлки, а у берёзы.

Учитель: Береза - род деревьев и кустарников семейства березовых. Обычно выделяют 120-140 видов берёзы. Растёт она в умеренных и холодных поясах Северного полушария и в горах субтропиков. Берёза относится к лесообразующей и декоративная породе. Наибольшее хозяйственное значение имеют береза повислая или бородавчатая, и береза пушистая. Древесину используют в мебельном производстве, на поделки; почки и листья как мочегонное, желчегонное средства. 5 видов берёзы охраняются. (например, Карельская береза)

Учитель: Берёза - символ плодородия и воплощение небесного сияния и света, защищает от ведьм, отгоняет злых духов. Древние славяне полагали, что Берегиня – это великая богиня, которая оберегает людей.

Ученик: Наши предки верили в лесных, водяных и небесных духов. Но главной богиней среди них считалась Берегиня. Её изображение сохранилось лишь в немногих источниках… Однако некоторые историки считают, что оно имело вид священного белого дерева – русской берёзы.

Учитель: К Берегине особенно часто обращались в период созревания хлебов - это указывает на принадлежность богини к верховным покровителям человеческого рода.Отсюда и пошло слово "оберег ".

На какой слог в слове берёза падает ударение?

Выделите безударную гласную и скажите, какая мысль рассказа о берёзе, который рассказала Алина, поможет вам запомнить непроверяемую гласную е? (Слово берёза происходит от слова белый .)

Что узнали нового? (Познакомились с новым словарным словом. Узнали, как записывается это слово, и что слово берёза в давние времена обозначало: белый. Узнали о богине Берегине.)

VI. Изучение нового материала

VII. Формулирование темы урока

Продолжаем работу. Сформулируем тему урока.(Однокоренные слова. Признаки однокоренных слов) (Слайд 18)

Вспомните, что такое родственные слова? (Родственными называются слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением.)

Вспомните 2 признака родственных слов (1.Одинаковый корень, 2. Общее значение ) (Слайд 19)

1. Упражнения в определении корня в однокоренных словах. Работа по учебнику

Упражнение 7, с. 135. (Слайд 20) (Самостоятельная работа)

Как можно озаглавить текст? (Русская берёза. Берёза. Русская красавица и т.п.)

Дополнительное задание.

Найти главные члены предложения в последнем предложении (Комментированный разбор у доски)

Проверка написанного (Слайд 21)

2. Устная работа

(На магнитную доску крепятся карточки с однокоренными словами)

Давайте составим цепочку из родственных слов, а я вам помогу.

  1. Как ласково мы называем это дерево? (Берёзонька)
  2. Как называется лес, в котором преобладают берёзы? (Березняк)
  3. Назовите гриб, который растёт под берёзой. (Подберёзовик)
  4. А сок из этого дерева какой? (Берёзовый)

Найдите общую часть родственных слов. (Берёз)

Подведём итог. Что же такое корень?

Ученик: Общая часть родственных слов называется корнем. Поэтому родственные слова имеют другое название – однокоренные: у них один и тот же корень. Корень – это самая важная часть слова. В нём заключается его значение. Слов без корня не бывает.

Напишите и закончите предложение:

Под берёзой растут (подберёзовики).

Выделите корень в родственных словах.

4. Разбор по составу слова подберёзовик (1 ученик у доски)

VIII. Физкультминутка (музыкальная)

IX. Закрепление изученного материала

X. Упражнение 6, с. 135 - самостоятельная работа по вариантам. (Слайд 22)

Записать родственные слова, выделить корень

1 вариант: корень -сад-

2 вариант: корень –лес-

Проверка: (Слайд 23)

1. Упражнение “Слова потерялись” (распределить слова на две группы)

Я буду называть однокоренные слова к словам лес и сад. Если прозвучит слово с корнем лес, вы присядите, если услышите слово с корнем сад, встаёте.

Сад, лес, лесной, садовый, садовник, лесник, лесочек, садик, залесье, садочек, посадка, лесовик, перелесок.

2. Самостоятельная работа по рядам: (Слайд 24)

Списать слова, вставив нужные буквы в корни слов. Выделить корень.

1 ряд: Небо, н(и, е)беса, н(и,е)бесный.

2 ряд: Сне(к,г), сн(е,и)говой, сн(е, и)говик.

3 ряд: Соль, с (о,а)лёный, с(о,а)лить.

Проверка (Слайд 25)

Тест-опрос (Слайд 26)

Сейчас я предлагаю вам провести небольшой тес по теме урока. Будьте внимательны!

Тест-опрос
Вопросы Ответы
1. Слова гусь, гусеница, гусенок являются однокоренными, т.к. имеют общую часть слова.
Чтобы найти корень слова, нужно сравнить несколько родственных слов по смыслу и выделить в них общую часть.
Слова школьница, ученица, умница – однокоренные, т.к. в этих словах есть общая часть.
Корень – это общая часть близких по смыслу слов.
Согласные звуки в корнях могут чередоваться.
Фамилия, имя:

Проверка: (Слайд 27) Давайте проверим ваши ответы: 1) - 2) + 3) - 4) - 5) +

XI. Домашнее задание. (Слайд 28)

  • С.137, упр.8.
  • С.139, упр. 10.
  • Составить устный рассказ, используя рассказ, используя однокоренные слова.
  • Индивидуальная работа по карточкам.

(Дети выбирают одно из предложенных заданий.)

XII. Итог урока. Выставление оценок

– Вот и подошло к концу наше путешествие к тайнам родного языка. На уроке нам пришлось заниматься

всеми видами речевой деятельности. Мы говорили, читали, писали, слушали, а это значит, что каждый из нас стал хоть чуточку, но лучше знать родной язык. Подведите итог - продолжите предложение.

  • Я узнал…
  • Я научился…
  • Мне было интересно…

Всем спасибо за урок! (Слайд 30)

Приложение 2

Небо, н(и,е)беса, н(и,е)бесный.

Спиши слова, вставив нужные буквы в корни слов. Выдели корень.

Сне(к,г), сн(е,и)говой, сн(е,и)говик.

Спиши слова, вставив нужные буквы в корни слов. Выдели корень.

Соль, с(о,а)лёный, с(о,а)лить.

ТЕМА УРОКА: Понятие об однокоренных словах. Признаки однокоренных слов.

Цели: 1. Познакомить с признаками однокоренных слов. 2. Развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные. 3. Учить выделять общую часть родственных слов – корень. 4. Прививать интерес к родному языку через элементы проектной деятельности.

ХОД УРОКА:

2. Введение в тему урока (диалог «корней»)

У. – Сегодня у нас необычный урок: у нас гости - два « корня».

Здравствуйте, я корень, а ты кто?

А я тоже корень.

Я в земле живу, а ты где живёшь?

А я живу в словах.

Ну, какой же корень может жить в словах? Вот я корень так корень! От меня в земле начало берут ростки, и вырастает целое дерево с вкусными плодами. А от тебя что растёт?

Не хвастайся. От меня и от других таких же корней, как я, тоже вырастают деревья, но другие.

Подумаешь! Мои плоды можно есть, а твоих и не съешь, наверное?!

Давай не будем спорить. Мы с ребятами попробуем тебе доказать, что всякие корни нужны людям.

У. – Ребята о корнях знают ещё с 1 класса . Мы сегодня многое повторим, узнаем, какое же дерево вырастает из корня слов. Готовы?

3. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ « Бревно»

- Первое задание выполняем в тетрадях. Это разминка перед дорогой - чистописание. Выполнив задание, мы преодолеем препятствие – «бревно».

Хохлатые х_х_тушки хох_том х_хотали.

Прочитать скороговорку: 1. орфографически ; 2 с ускорением темпа; 3. с интонацией восторга, возмущения, вопросительной, обиды. – записать.


Устно разобрать по членам предложения. Какое слово лишнее? Почему? («Хохлатые» - от слова «чуб», «Хохот» - от звукоподражания «хо-хо»)

Как называются остальные слова?

Что знаете об однокоренных словах?

Выделите корень в однокоренных словах в скороговорке.

Эти признаки однокоренных слов будут нашими помощниками в пути.

РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

Препятствие 1 – «Брёвнышки» На нашем пути - река. Подготовим для переправы «брёвна». Исключите лишнее слово. Объясните, почему (устно) Работаем в парах. Выделит корень.

· Учительница, научный, зубрилка, изучать.

· Пожар, жарко, пожарить, раскалить, жаровня.

· Молоко, молочный, молотить.

· Дерево, дуб, деревянный.

· Вихрь, ветер, ветрянка, ветрило.

· Осинка, оса, осиновый, подосиновик.

· Шестой, шесть, шест, шестнадцать.

· Жалко, жалить, жалеть.

· Печурка, печать, печка, выпечка.

Брёвнышки нам помогут в пути перебраться через реку.

Препятствие 2 – « Река» Вот и река, Работаем на листках. Вставить орфограммы, выделить корень у однокоренных слов. Я читаю текст:

Собрались у В_ды родственники. Подводник с В_дицей беседуют. В_д_ла_ (с) В_д_падом (на) солнышке греются. В_дитель(на) гармошке наигрывает. В_д_мерка (с) Вод_рослями заигралась. В_дич(ь)ка (по) камушкам на одной но_ке скачет. Даже сам В_дяной пожаловал. И все ст_руху Воду ждут.

Вышла мудрая В_да на крыльцо, глянула на гостей, сразу Ч_жака приметила. Велела ему и_ти прочь в св_ю с_м(ь)ю. Пошёл он, приг_рюнился. Где ему родственников искать?

ПРОВЕРКА : - Кто оказался чужаком среди родственников Воды? Почему?

Почему гости его сразу не заметили?

Найдите ему родственников (водит, заводной…и т. д.)

Перечислите родственников воды. А ещё знаете?

Ответить на эти вопросы вам помогала ОРФОГРАФИЯ – правила написания слов (по)

Препятствие 3: « Мостик» - По мостику из наших брёвен можно идти только парами. Работаем на карточках по рядам в парах.

1 ряд: Как зовут мастера?

Баян - …, касса - …., машина - …, груз - …, рыба - …, трактор -…, море - …, кран - …, скрипка - ….

2 ряд: Кто у кого детёныши?

У кошки - …, у волка - …., у зайца - …, у грача - …, у утки - .., у ежа-….,у коровы-…, у собаки - …

3 ряд: Кто где живёт?

Кролики в …, телята в …, поросята в…, лошадь в …, человек в …

Все ли слова однокоренные?

Мы сейчас образовывали новые слова. Этим занимается СЛОВООБРАЗОВАНИЕ – законами образования слов.(по)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (исполнение стихов в движении)

Мы вчера в поход ходили Улитка целый день ползла

Рано утром выходили Под кустарник подползла

И сначала бодро шли И на камень заползла

Но до цели не дошли А потом с него сползла

Задержались на привале От мальчишек уползла

Находились мы - устали По лесочку поползла и до дома доползла (авторы:Асадовы)

Какие вы услышали родственные слова?

Препятствие 4: « Поле» По мостику прошли, идём через поле.

Прочитайте, написанное на листке. Это текст? Что такое текст? Озаглавьте. На листках расставить знаки, вставить орфограммы, выделить корень в однокоренных словах. 2 человека работают в поле.

ПРОВЕРКА: 1. назовите однокоренные слова; 2 объясните орфограммы.

А слово «греки» вы считаете однокоренным словом к остальным7

Ответить на этот вопрос помогает ЭТИМОЛОГИЯ – наука, изучающая происхождение слов. (по Ожегову)

Оказывается « гречиха» - образовано славянами от – грек-. Первоначальное значение «греческий злак» связано с тем, что славяне узнали растение от греков (по словарю)

Ещё одну тайну этимологии слов откроет Аня Пирязева (см. доп.)

(вспомните о словаре В. Даля)

ИТОГ УРОКА

Вот и добрались мы до дерева.

«Корни»: 1-ый – Дорогой корень растений! Ребята убедили тебя, что корень слова нужен?

Да! Я ещё понял, как много надо знать.

Ребята, что вырастает из моих корней? А какая наука изучает древние корни? Кто отвечает за новые слова? Чтобы вы меня не забывали, дарю вам памятки в тетради открытий.

ВМЕСТЕ: Давайте жить дружно!

У: - Оценка работы класса.

Сдать листы, вложив в тетрадь.

Все наглядные пособия сделаны детьми, в тетрадях по литературному творчеству – рассказы и сказки о корнях.

ДОМА : В тетрадях открытий вклеить памятку, упр.