Конспект логопедического занятия: "Дифференциация звуков - в словах, предложениях и связной речи". Конспект логопедического занятия "дифференциация парных согласных звуков д и т" Конспект логопедического занятия т д

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

с группой учащихся 1-го класса, имеющих нерезко выраженное общее недоразвитие речи.

Провела: учитель-логопед логопедического пункта при ОШ I-III ст. № 15 г. Макеевки

Долматова Л.Д.

Тема: Дифференциация парных согласных звуков Д и Т.

Слова-признаки.

Лексическая тема: Времена года .

Цель:

    уточнять и сравнивать артикуляцию и звучание звуков Т-Д, соотносить их с буквами;

    развивать навыки звуко-буквенного, слогового анализа и синтеза слов со звуками Т-Д;

    развивать умение учащихся ориентироваться в пространстве;

    уточнять и расширять словарный запас;

    развивать связную речь.

Оборудование: картинки времен года, предметные картинки, дидактический материал, алгоритм «Времен года», слоговая схема.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

    Ребята, сегодня на занятие к нам приехали гости. Давайте сядем на свои места и познакомимся с гостями.

    Сядет тот, кто назовёт название времён года на картинках. Рассмотрите картинки и

определите, какое время года изображено на каждой из них.

    А сейчас какое время года? (зима).

II. Основная часть.


    Ребята! К нам в гости приехали из сказочного леса веселые братья гномики. Одного зовут Т оник, другого Д оник. Они приехали узнать, чему мы уже научились на занятиях и, конечно, многому у нас поучиться.

    Характеристика звуков Т-Д.

Т оник и Д оник считают, что у них одинаковые имена. Так ли это? Давайте попробуем определить, в чем разница в этих именах.

    Правильно, первые звуки имен разные. Назовите эти звуки.

    Теперь давайте вспомним характеристику звуков Д и Т .

    Произнесите звуки Т и Д . Что делают губы? Зубы? Язык? (Язык стучит в верхние зубы, рот приоткрыт, губы улыбаются).

    Положите руку на горлышко и послушайте, звенит ли горлышко при произношении звука Д ? С голосом или без голоса произносится этот звук? (с голосом, звонкий).

    А теперь произнесите звук Т и послушайте, звенит ли горлышко при произношении этого звука? (нет). Звук произносится без голоса (глухой).

    Чем они отличаются? (звук «Т» – глухой, а звук «Д» – звонкий)

    Чем похожи звуки? (Язык стучит в верхние зубы, губы улыбаются, воздушная струя встречает препятствие, оба звука согласные. Могут быть твердыми и мягкими).

2. Соотнесение звука и буквы.

    Звуки на письме обозначаются чем? (буквами)

    Вспомните, какие элементы букв нужны нам для записи строчных букв и составьте эти буквы.


Буква Д как этот дом, Т в антенну превратилась

Долго жить мы будем в нём. И на крыше очутилась

3. Дифференциация звуков в слогах. Поможем Тонику и Донику разобраться в схеме.


Рассмотрите схему, составьте и прочитайте слоги. Что такое слог?

Запишите слоги парами по звонкости – глухости запись на доске.

Укажите в них наличие звуков, изучаемых на занятии.

4. Определите, какой звук в слове - Д или Т и место звука в слове. Помогите Тонику собрать картинки со звуком Т, а Донику – со звуком Д:

Подарок, стакан, катушка, станок, ворота, дом, садовник, почтальон, художник, продавец, корыто. Объяснить значение каждого слова. Придумать с этими словами предложения.

5. Дифференциация звуков в словах.

    Сейчас поиграем с братьями гномиками в игру «Что где находится?»

    Отгаданное слово будем записывать в тетрадь, и выделять буквы Т-Д.

Картинки: дыня, стул, карандаш, дом, тарелка, капуста, ведро, тапочки, автобус .


    А теперь давайте к каждому слову поставим вопрос: Какая? Какое? Какие?

6. Игра «Буквы убежали». Помогите гномикам найти сбежавшие буквы из слов:




7. Работа с предложением.

а) Помогите гномикам ( составить и записать словосочетания и предложения ):

Назвать слова-признаки .

б) Прочитайте предложения , выбирая из скобок подходящие по смыслу слова. Назовите

непонятные слова.

8. Физминутка

Руки вверх мы поднимаем,

Никого не задеваем:

Повернулись влево, вправо

Наклонились и поднялись,

Потянулись, улыбнулись.

И на место опустились.

9. Работа с текстом. Гномики принесли нам новые задания. Тоник принес нам текст, а Доник хочет услышать от вас маленький рассказ:

а) Прочитайте текст, заменяя синие фишки буквой Т, а зелёные фишки буквой Д.

Нас_ала осень. Солнце све_и_ _ускло. _уе_ холо_ный ве_ер. Час_о и_у_ _ож_и.

_ни с_али коро_кие.

    О чём текст? О каком времени года?

б) Посмотрите на алгоритм (уточняется значение слова «алгоритм») «Времен года».

Отвечая на вопросы из таблицы, составьте короткий рассказ о Зиме.

III . Итог занятия.

    Ребята, какие вы молодцы! Вы научили гномиков различать звуки и буквы Д и Т . Научили выделять эти звуки в словах и предложениях. Научили составлять короткие рассказы. Тоник и Доник принесли вам маленькие подарки за хорошую работу (дети получают картинки с раскрасками на звуки Д и Т).

VI . Домашнее задание.

Выучить стихотворение и записать его по памяти подчеркивая буквы Д и Т.

Жил в Одессе черный ко_

Он залез на парохо_,

С удовольствием в буфете

Съел с колбаской бутербро_ .

Конспект логопедического занятия по коррекции акустической дисграфии

для учащихся 2-3 классов.

Дифференциация звуков [т] – [д] , букв Т – Д


Цели:

    Закрепить чёткую дифференциацию фонем [т] – [д] по глухости – звонкости в слогах, словах и предложениях;

    Устранить на письме специфические ошибки, связанные со смешением букв «т» и «д»;

    Развивать зрительное восприятие, внимание, оптико-пространственное ориентирование;

    Совершенствовать фонематическое восприятие, навыки звукового и слогового анализа и синтеза слов сложной слоговой структуры;

    Расширить и уточнить словарь по теме «Профессии».

Оборудование:

Слоговая таблица для составления слов, предметные картинки, пословицы, звуковые линейки.

Ход занятия.

    Организационный момент.

Назовите, какой сегодня день недели, завтрашний, вчерашний, те, в которых есть звуки [т], [д]. Запишем число в тетради.

    Сообщение темы.

Чтобы вспомнить, какие звуки дежурят на нашем занятии, вам необходимо исправить ошибку в стихотворных строчках (найти «убежавший» звук), которые вы видите на экране.

Увидел я на той неделе,

Как в небе уточки летели!

Мы сегодня будем продолжать работу по различению звуков [т] – [д].

    Дифференциация изолированных звуков [т] и [д].

О каком звуке [т] или [д] сказано:

Языком, передним краем, В дёсна верхние ударим. Звук короткий, звук взрывной, Звук без голоса, глухой.

(Дети произносят звук [т], дают ему характеристику, доказывают глухость звука различными приёмами контроля)

Послушайте другие строчки:

Языком в десну ударим,

(Аналогичная работа со звуком [д].)

Так чем же похожи и чем отличаются звуки [т] и [д]?

    Дифференциация звуков [т] – [д] в слогах.

Игра «Муха». На экране таблица со слогами.

ТИ

Сейчас мы будем составлять слова из тех слогов таблицы, на которые будет садиться «муха». Сначала будете следить указкой, затем только глазами.

    «Муха» села на слог в левый нижний угол. Прочтём этот слог. Затем перелетела на 1-ую строчку во втором столбике. Прочтём этот слог. Какое слово получилось? (Дело)

    «Муха» села на последний слог предыдущего слова, перелетела на 3 клетки вниз и на 1 вправо, затем – на 2 вверх. (Лопата)

    «Муха» села в правом нижнем углу, перелетела на 2 клетки влево и 3 вверх, затем- на 2 вправо.

Составьте свои слова, покажите их на таблице.

    Давайте узнаем, где живут наши дежурные звуки. Для этого нужно из слогов на экране составить слова. Читаем. (Город мастеров)

Кто такой мастер? (Мастером можно назвать человека любой профессии, который хорошо знает своё дело. Это профессионал своего дела.) Людей каких профессий вы знаете? Кем работают ваши родители?

Давайте угадаем, люди каких профессий живут в нашем городе с помощью вывесок. Вывески зашифрованы: зачеркните лишний слог в представленных словах, если всё сделаете правильно, вывески появятся на доске. (Работают в тетрадях со словами: газедата, автодобус, метмедла, гратусдусник, картидина, лопадата. На каждое правильно названное слово на доске появляется изображение данного предмета.)

Теперь по вывескам вы можете назвать, какие мастера здесь живут и что они делают. Составим по два предложения. Например. Здесь живет дворник. Он убирает мусор, подметает улицы. Затем помещаем картинку с изображением мастера, в зависимости от того, какой в слове звук: звонкий или глухой согласный, на Жёлтую или Коричневую улицу. А в зависимости от места дежурных звуков в слове, укажите номер дома на звуковой линейке.

    Дифференциация звуков в предложении.

Как вы думаете, что необходимо, чтобы стать мастером? (Знания, способности,желание, а самое главное труд.)

Давайте назовём слова, близкие по значению слову ТРУД (работа, дело), противоположные (лень, отдых, безделье).

Вспомним народную мудрость о труде. (Работа с деформированными предложениями: на доске – начало пословиц, у детей – окончание.) Составим пословицы и запомним их. Запишите две на выбор в свою тетрадь. Обведите букву «д» в кружочек, а букву «т» - подчеркните одной чёрточкой.

На доске:

Без труда не вытащишь и

Какие труды –

Дело мастера

Терпение и труд

На карточках:

Рыбку из пруда.

Такие и плоды.

Боится.

Всё перетрут.

    Подведение итогов занятия.

Хорошо ли мы потрудились?

Вспомним задания. Какое задание было самым трудным? Какие пословицы о труде вы запомнили?

В названии людей каких профессий есть звук Т? Д?

Кем бы вы хотели стать?

Список использованной литературы

    Дмитриев С.Д., Дмитриев В.С. Занимательная коррекция письменной речи: Сборник упражнений. – М.: Книголюб, 2005. – 128 с.

    Логопедия в школе: Практический опыт / Под ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005. – 368 с.

    Синицина И.Ю. Буква-озорница. Веселые загадки для детей, которые уже умеют читать. Вып. 1. – М.: Баласс, 2004. – 32 с.

Логопедическое занятие

Тема: Дифференциация звуков и букв Д - Т.

Цель и задачи: Закрепление знаний о согласных звуках;

Сравнение звуков по артикуляции ; соотнесение звуков с буквами Д-Т;

Выделение согласных Т - Д из слогов, слов, словосочетаний и предложений;

Развитие навыков звуко-слогового и языкового анализа и синтеза;

Работа со словами-паронимами;

Обогащение словаря;

Развитие памяти, внимания и мышления.

Оборудование: буквы Д - Т, стилизованные буквы Д - Т; картинки с изображением героев сказки «Дюймовочка»; квадраты 3x3 (на каждого ребенка); деревянные палочки или спички для конструирования, медиапроектор.

Ход занятия

I. Оргмомент

(Задачи и место мультимедиа: Привлечение внимания детей, развитие концентрации внимания, наглядно-образного мышления, зрительно-пространственных представлений, расширение поле зрения. Создание благоприятного климата на занятии. Игровая форма заданий.)

1. Развитие зрительного восприятия

Логопед: Рассмотрите тени и подумайте, на что они похожи? (Автомобиль, костёр, самолёт, дельфин, карандаш.) Запишите слова - названия предметов. Выделите в них буквы Д - Т.

2. Знакомство с темой занятия

Логопед: Рассмотрите картинку. Назовите птиц, которые на ней изображены.

Какие это птицы?

Какая буква чаще всего повторяется в словах - названиях домашних птиц?

С какой буквы начинается обобщающее понятие «домашние птицы»?

II . Основная часть

1. Сформулировать тему занятия и записать её на доске.


Знакомство с символами и артикуляционной моделью. Характеристика. Сравнение букв Д - Т по начертанию. Назовите парные согласные звуки по мягкости для звуков Д, Т. Соотнесение звуков Д, Д*-Т, Т* с символами для их обозначения. Рассматривание схемы смягчения.

Логопед: Рассмотрите картинки и найдите предметы похожие на буквы Д – Т (Развитие зрительного восприятия, зрительно пространственных оптических представлений.)

Этот домик - буква Д.

В домике - окошко.

Из трубы идет дымок,

А в окошке - кошка.

Вот стоит, дымок пуская,

Буква Д - труба печная.

Дайте чемоданчик, детки!

Где же он?

На табуретке!

2. Развитие зрительно-пространственных, оптических представлений.

У каждого ученика набор деревянных палочек. Детям предлагается собрать буквы Д-Т.

3. Знакомство с героиней занятия через прослушивание сказки «Дюймовочка».

Логопед: Послушайте отрывок из сказки и назовите имя героини, автора сказки и ее название. (Логопед читает отрывок из сказки.)

«...Жила-была бедная женщина. Детей у нее никогда не было, а она очень хотела иметь дочку. Пошла женщина к старой колдунье, та дала ей семечко, которое велела посадить в цветочный горшок. Женщина так и поступила.

Через некоторое время из земли показался маленький росток. Он быстро рос, и вскоре на его верхушке распустился прекрасный цветок. На нежном лепестке сидела маленькая девочка ростом не больше дюйма...» (Дюймовочка.)

Логопед : Какой первый звук в имени героини этой сказки?

4. Развитие звукобуквенного анализа.

Логопед: Постройте домик для Дюймовочки. Я буду называть слова, а вы заполните клетки квадрата крестиками и ноликами: если услышите звуки Д, Д" - 0, если звуки Т, Т" - X.

Логопед называет слова, а дети заполняют клетки квадрата.

Слова: стэплер, медаль, телефон, радуга, светофор, торт, подарок, автобус, деньги.

Запись у детей:

5. Развитие слогового анализа и синтеза

Логопед: Однажды, когда Дюймовочка спала в своем домике, противные мокрые жабы подкрались к ней и похитили ее. Дюймовочке помогли убежать от них рыбки и рак, «перекусивший» стебель кувшинки, на листе которой плакала бедная Дюймовочка. Но лист плывет по реке слишком медленно, и жабы начинают догонять Дюймовочку. Отвлеките жаб и помогите Дюймовочке - вставьте в слова слоги с буквами Д - Т.

Запишите слова и укажите место букв Д - Т. Какие слова можно объединить в одну группу? Подчеркните слова одной группы линиями одного цвета.

МОЛО... ЧЕК

6. Развитие логического мышления.

Логопед: С вашей помощью Дюймовочка убежала от противных жаб. Ее увидел майский жук. Дюймовочка очень понравилась майскому жуку, и он решил познакомить ее с другими насекомыми. Но Дюймовочка пришлась им не по нраву - ведь у нее не было ни усиков, ни крыльев - и майский жук оставил девочку одну на дереве, с которого она не могла спуститься.


Помогите Дюймовочке спуститься с дерева. Отгадайте загадки и запишите отгадки. Укажите в словах наличие и место букв Д - Т.

Я соткано из зноя. Всегда шагаем мы вдвоем.

Несу тепло с собою. Похожие, как братья,

Я реки согреваю. Мы за обедом за столом,

Купаться приглашаю. (Лето) А ночью под кроватью. (Ботинки)

Скручена, связана, В нашей кухне круглый год

на кол посажена, Дед Мороз в шкафу живет.

По двору пляшет, (Холодильник)

хвостом машет. (Метла)

7. Развитие звукового анализа на уровне словосочетания

Логопед : Все лето Дюймовочка прожила в лесу. Наступила дождливая и холодная осень. Холодно стало Дюймовочке. Побрела она искать какое-нибудь убежище потеплее. Набрела на домик полевой мыши и попросилась к ней жить. Но полевая мышь пустит Дюймовочку только тогда, когда девочка выполнит ее задание.

Помогите Дюймовочке. Прочитайте слова. Составьте словосочетания, выбрав необходимые для этого слова-признаки.

Портфель

веселый - грустный

легкий - тяжелый

Петрушка

быстрый - медленный

добрый - злой

Автомобиль

горячая - холодная

8. Физминутка

(Проводится под мелодию «Пение дельфинов» с целью релаксации. Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.)

Кинезиологическая программа:

«Кулак – ребро - ладонь» - поочередно меняем положение руки. В начале упражнения выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

«Колечко» - поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и обратном порядке. В начале упражнения выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

«Ухо-нос» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

9. Развитие языкового анализа и синтеза на уровне предложения

Логопед: О прекрасной Дюймовочке узнал старый богатый крот. Он хочет жениться на Дюймовочке. Но прежде чем забрать ее с собой в царство вечной тьмы, крот обещает выполнить одно желание девочки. Дюймовочка пожелала попрощаться с солнышком, которое так любила. Пока Дюймовочка прощалась с солнышком, крот занимался своим любимым делом: разбирал предложения на отдельные слова.

Прочитайте слова, которые получились у крота. Соберите из них предложения. Запишите предложения, выделите в словах буквы Д - Т.

Тёма, дрова, новым, рубит, топором.

карандашами, Даша, цветными, рисует.

Тёма, в, приехал, деревню, дедушке, к.

в, с, театр, дети, учителем, поехали.

III . Итог занятия

Логопед: А Дюймовочка тем временем со слезами на глазах прощалась с солнышком, синим небом, зеленой травой... Девочку увидела ласточка, летевшая в теплые края. Когда она узнала, о чем так горько плачет Дюймовочка, то пожалела ее и взяла с собой в теплые страны. Там она встретила прекрасного принца с маленькими прозрачными крылышками и стала, наконец, счастлива. Во дворце Дюймовочка рассказала историю своей жизни. Придворный писатель был так растроган, что решил записать ее, но все перепутал. Помогите ему разобраться, перескажите сказку. Найдите и назовите слова с буквами Д-Т.

Список литературы

1. . Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. М. Издательство «ГНОМ и Д», 2007г.

2. . Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М: ВЛАДОС, 1997.

3. . Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. М: Издательство «Гном и Д», 2007.

Конспект индивидуального логопедического занятия по дифференциации звуков [д]-[т].

Цель: с равнение звуков [т] - [д], их дифференциация.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: развивать слуховую дифференциацию звуков [Д] - [Т], развивать умение соотносить звуки [Д] - [Т] с буквами Д и Т;

Коррекционно-развивающие: развивать навыки владения операциями фонематического анализа и синтеза; развивать зрительное восприятие, мышление, слуховую и зрительную память. Дифференциация звуков [Д] - [Т] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах.

Оборудование: карточки с письменным заданием на каждого ребёнка, тетради, мяч.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

1.Приветствие. Запись числа.

2. Дыхательная гимнастика «Снежинка».

Маленькая снежинка села на ладошку – (Ребенок показывает снежинку)

Я ее поймаю, посиди немножко. (Накрывает одну ладошку другой)

Раз, два, три, четыре, пять (Медленно открывает)

Отпускаю полетать.

Снежинка лежит на ладошке. (Держит снежинку на ладошке)

На эту снежинку подуем немножко.

Подули тихонько − снежинка лежит, (Дует потихоньку)

Подули сильнее – снежинка летит. (Дует сильно)

3.Сообщение темы занятия.

1) Выдели первые звуки из слов дыня , тыква .

2) Из данного ряда назови похожие по артикуляции звуки: о, т, и, д, п, у.

3) Назови первый звук в словах: Даша, Тоня, тополь, домик, танк, дождь, тина, тапки, Дина, деньги, тени, тянет, теплый, день, дюны.

II. Основная часть.

Дифференциация звуков [Д]- [Т] в слогах.

Образуй слоги со звуками [Д]- [Д’], [Т] - [Т’]. Получившиеся слоги и звуковые сочетания запиши в тетради.

3. Игра с мячом.

Логопед кидает мяч ребенку, называет слог со звонким звуком. Ребенок должен вернуть мяч логопеду и назвать слог с глухим согласным звуком (и наоборот).

та - да дя - тя тя - дя дя - тя

то - до дё - тё тё - дё те - де

ту - ду дю - тю тю - дю дё - тё

ты - ды ди - ти ти - ди тю - дю

4. Запиши слоги и звукосочетания в две строчки: в первую - с буквой Д, во вторую - с буквой Т.

а) да, та, ту, де, те, ту, тю, дю, ды, ты, то, до, ди, ти

б) ада, ата, ату, аду, оду, оту, уда, ута, уте, уде, уди, ути

5. Дифференциация звуков [Д]- [Т] в словах.

Закончи слова, добавив слог да или та .

бе... ...бунгоро... приро...

коф... ...та воро... порося...

во... ...кой боро... свобо...

ва... ...ры гуся... добро...

ро... ...ют утя... полно...

6. Дифференциация звуков на уровне словосочетания.

Работа по карточкам.

Составь словосочетания из слов первого и второго столбика, спиши, подчеркни буквы Д и Т :

Дальняя дорога, дождливая погода, томатная паста, удачный день, тонкая талия.

Полосатый свитер, уютный дом, добрый дедушка.

7. Дифференциация звуков [Д]- [Т] в предложениях.

Закончи предложения, используя картинки. (Картинки подбирает логопед).

Даша рисует цветными... (карандаши).

Гвозди забивают... (молоток).

Воду носят... (ведро).

Дрова рубят (топор).

Землю копают... (лопата).

Рыбу ловят... (удочка).

Дети сидят за... (парта).

Толя забежал за... (дома).

Мальчик бежит за... (девочка).

8. Дифференциация звуков [Д]- [Т] в связных текстах. Диктант.

«Трудный день».

Толя и Даша помогали дедушке на огороде. Они дергали траву, рыхлили грядки, сажали петрушку и салат. Весь день работали дети на огороде. Трудный выдался день. Дети довольны - хорошо потрудились.

III Итог занятия.

С какими звуками мы работали сегодня на уроке?

Дай характеристику данным звукам.

ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ

ЗАНЯТИЙ ПО ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ Д - Т

У УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА

Занятие №1

Тема. Дифференциация звуков д и т в словах.

Цели. Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков д и т ;

выделение звуков д и т из начала и середины слова, развитие

навыков фонематического анализа и синтеза слов со звуками

д и т .

Оборудование: предметные картинки, зеркало, мяч.

Ход занятия.

I Организационный момент.

II Работа с картинками: уточка и удочка . Сравнение звукового состава

III Сравнение артикуляции и звучания звуков д и т .

Делается вывод, что звук д произносится с голосом, он звонкий. А

Звуки соотносятся с буквами д и т разного цвета.

IV Дифференциация звуков д и т в слогах.

1) Образуйте слоги. Прочитайте их.

2) Игра с мячом. (Логопед кидает мяч ребёнку и называет слог со звонким согласным, ребёнок - с глухим. И наоборот.)

да – та ду – ту то – до

ды – ты до – то ту – ду

V Дифференциация звуков д и т в словах.

1) Распределите картинки под буквами д и т .

Картинки: дом, дым, туфли, дыня, тапочки, радуга, ведро, лопата, тыква.

2) Прослушайте слова, назовите какой звук д или т

а) стоит в начале слова: дом, туфли, дым, Тома, доля, труд, дружба, думать

б) в середине слова: петух, ветка, вёдра, погода, посуда, победа.

3) Сравните пары слов по звучанию и смыслу. Какими звуками они отличаются?

дом – том дочка – точка

дачка – тачка душ – тушь

VI Дифференциация звуков д и т на письме.

Вставить пропущенные буквы д или т .

Предлагаются слова: моло…ок, гра…усник, ве…ро, пар…а, капус…а,

VII Игра в лото. Детям предлагаются карточки с изображением четырёх

предметов, содержащих звуки д и т . Логопед называет слова, дети опре-

деляют, какой звук – д или т в слове, и закрывают картинку соответству-

ющей буквой.

VIII Подведение итогов занятия.

Занятие №2

Тема. Дифференциация звуков д и т в предложениях.

Цели. Уточнение и сравнение артикуляции звуков д и т ;

развитие сложных форм фонематического анализа

слов в структуре предложения, слогового анализа и

синтеза, навыков анализа предложений; закрепление

формы Т.п.

Оборудование: предметные картинки, сюжетные картинки,

тетради, карточки с буквами.

Ход занятия.

I Организационный момент.

II Уточнение и сравнение артикуляции звуков д и т .

III Дифференциация звуков д и т в словах.

Поднимите букву д или т , если услышите в слове соответствующие звуки.

Слова: фартук, тарелка, радуга, тыква, дыня, путник, бидон, заводы,

пальто, дорога, лопата.

Определите место звука в слове.

IV Дифференциация звуков д и т в словосочетаниях.

Составьте и запишите словосочетания по картинкам со словами: длинная, зимнее, усталый.

Длинная дорога.

Усталый путник.

Зимнее пальто.

В каких словах слышатся звуки д , т ? Назовите соседей звука д , т .

V Дифференциация звуков д и т в предложениях.

1. Закончить предложение, подобрав подходящее по смыслу слово.

Определить различие слов по значению и звучанию.

(Детям раздаются карточки.)

дачка – тачка

Летом мы жили на маленькой … .

Толя возил кирпичи на … .

дочка – точка

В конце предложения надо поставить … .

Мама вела за руку маленькую … .

2. Закончить предложения, используя картинки.

Даша рисует цветными … .

Дрова рубят … .

Рыбу ловят … .

(Слова анализируются, выделяются звуки д или т , определяется место звука в слове, соседи звука. Составляется схема одного из предложений.)

VI Подведение итогов занятия.